Отдача от масштаба производства

До сих пор мы терпеливо соглашались с утверждением, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Теперь нам следует объяснить эту закономерность

При изучении производственной функции необходимо рассмот­реть категорию эффективности производства.

Масштаб производства задается производственной функци­ей. Если фирма принимает решение об одновременном и пропор­циональном изменении количества всех переменных факторов, то имеет место изменение масштаба производства.

Предположим, что фирма, имеющая первоначально объем выпуска продукции Q1, принимает решение об увеличении мас­штаба производства в n раз. В этом случае заданная производ­ственная функция примет вид:

Q2 = f (nL, nk)

где Q2 — объем выпуска товаров после изменения масштаба произ­водства.

Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции назы­вают отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых фак­торов.

Различают постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.

1. Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональ­ном увеличении количества факторов в n раз объем производства возрастает также в n раз, то имеет место постоянная отдача от мас­штаба. т.е.

Q2 = n *Q1

где Q1 — первоначальный объем производства.

2. Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропор­циональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства больше, чем в n раз, наблю­дается возрастающая отдача от масштаба, т.е.

Q2 > n*Q1

Положительный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или экономия, обусловленная ростом масштабов производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных средних издержек, изображенной на рисунке 22а. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий может теперь получить одно единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит его квалификация (конвеер). На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины своего времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства. Далее, обеспечиваемая ростом масштабов производства возможность разделения трудовых операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, закрепленных за ними. "Мастер на все руки", обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного

задания к другому.

2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Руководитель, способный контролировать труд 20 рабочих, будет недоиспользоваться на мелком предприятии, располагающем десятком работников. Производственный персонал предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат на содержание административного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. На маленьком предприятии специалист по проблемам сбыта может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой деятельности - например, маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете это приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.

3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПИТАЛА. Мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

Приведем пример. В автомобилестроении наиболее эффективные методы производства предполагают использование робототехники и сложнейшего оборудования для сборочных линий. Эффективная эксплуатация, этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные производители могут позволить себе купить и достаточно эффективно использовать это оборудование. Мелкие же производители мечутся между двух огней. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и связано, следовательно, с более высокими затратами на единицу продукции. Однако и альтернативный вариант приобретения наиболее эффективного оборудования и недоиспользования его при малом объеме производства также неэффективен и дорогостоящ.

4. ПРОИЗВОДСТВО ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ. Организатор крупномасш­табного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.

Все эти технологические факторы - повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов - будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций. Иными словами, это можно сформулировать так: увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства -например, на 20%; необходимым результатом будет снижение АТС.

3. Уменьшающаяся отдача от масштаба. Когда пропорцио­нальное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убыва­ющая отдача от масштаба, т.е.

Q2 < n*Q1

а) Если положительный эффект масштаба исчер­пывается довольно быстро, а отрицательный - не всту­пает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства, то долго­срочные средние издерж­ки остаются неизменными на протяжении продолжи­тельного отрезка горизон­тальной оси.

б) Если положительный эффект масштаба является относительно продолжи­тельным, а отрицательный - отдаленным, то кривая АТС понижается на протя­жении продолжительного отрезка горизонтальной оси.

в) Если положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и незамед­лительно сменяется отри цательным эффектом, то минимальные издержки производства единицы продукции достигаются приотносительно малом объе­ме производства.

Рис. Различ­ные типы кривых долгосрочных средних издержек


Тема 11. Рыночная конкуренция и её виды. – 4 часа

Экономическая конкуренция. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Ценовая дискриминация. Определение цены и объёма производства при чистой монополии. Антимонопольное законодательство. Барьеры входа и выхода в отрасли. Сравнительное преимущество.

Учебник Яковлева стр. 155 – 224


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: