Классификация экономических систем
9)
Потребность в самоактуализации.
Потребность социальная.
Потребность в безопасности.
Это потребность в человеческих взаимоотношениях, в любви, семье, друзьях и дружеском общении.
4. Потребность в самоутверждении.
объединяет потребности человека в самовыражении, в реализации скрытых способностей, в понимании собственного значения, наиболее полном использовании своих знаний и умений.
Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению.
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.
Командная или централизованная экономика Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного) планирования.
|
|
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей.
7) 1.Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?
Все понимают, что человек не может иметь все, что ему захочется. Поэтому перед нами всегда стоит проблема выбора, что приобрести в первую очередь, а что может и подождать. Так для каждой страны и для отдельной фирмы всегда встает вопрос: Что производить, чтобы это было востребовано, а не лежало на полках.
2.Как производить эти товары и услуги?
Существует множество способов, как произвести тот или иной продукт, будь то кефир или школа, платье или электростанция. Прежде чем что-то построить будет рассмотрено несколько проектов одного и того же здания, и инженеры будут спорить, какой материал лучше использовать и применять ли на строительстве только ручной труд или привлечь машины и автоматизировать процесс строительства.
3. Кто сможет получить эти товары и услуги и каким образом произведенные товары и услуги будут распределяться?
Мы с вами знаем, что часто товаров производится меньше, чем нам бы хотелось и, поэтому, все потребности на этот товар не могут быть удовлетворены. Например, кто-то ездит на дорогих машинах, а кто-то на общественном транспорте. Общество отвечает на этот вопрос разными способами. В некоторых странах распределение идет по принадлежности к правящей партии или к знатному роду, но в большинстве стран это распределение происходит по рыночным законам.
8) Благо— это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает интересам, целям и устремлениям людей.
|
|
Виды:
1. Материальные блага включают:
a. естественные дары природы (земля, воздух, климат);
b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).
c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);
d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.
Классификация благ:
1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться.
2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага.
3. Взаимозаменяемые (субституты).
4. Взаимодополняемые (комплиментарные).
5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.
6. Будущие – создание которых ожидается.
7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.
8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т. д.) [4]
10)Деньги – это способ обозначения цены.
ЭПОХА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ:
1. Эпоха товарных денег. Это были ракушки и меха, масло и соль, скот, рабы, сигареты и водка, из металлов – бронза, железо, медь. Эпоха товарных денег характеризуется бартерными сделками.
2. Эпоха идеальных денег. Эпоха связанная с использованием в обращении монет из серебра и золота.
3. Эпоха бумажных денег. Первые бумажные деньги появились в Китае в XII в., в XVII в. – в Америке, в XVIII в. – во Франции, Англии и России.
4. Эпоха современных денег. С середины 30-х годов XX в. начала функционировать система обращения кредитных и бумажных денег. Появились кредитные деньги. К ним относят, в первую очередь векселя, платежные поручения и чеки.
Функции денег:
1. Мера стоимости. Эта функция заключается в приравнивании стоимости товара к определенному количеству денег.
2. Средство обращения – деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг.
3. Средство накопления. Эту функцию деньги могут выполнять, когда продавец, получив их за свой товар, не расходует их сразу.
4. Средства платежа. Эту функцию деньги выполняют при продаже товаров в кредит, уплате налогов, возврате денежных ссуд, выплате заработной плате и т.д.
5. Мировые деньги. Эта функция проявляется в рамках международных экономических отношений, когда деньги используются в качестве международного платежного средства, для формирования валютных резервов отдельных стран и международных экономических организаций, для определения мировых цен на товары и услуги т.д.
11)Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая более эффективное решение экономических проблем.
Рынок можно к лассифицировать по ряду признаков: По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный. По характеру производственного продукта: товаров и услуг,капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и т.д.. По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый. По характеру продаж: оптовый, розничный. По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и т. д.
По правовому положению: легальный, теневой.
По географическому признаку: местный, национальный, мировой.
|
|
В структуре рынка большое значение имеет его инфраструктура – комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный режим функционирования отдельных рынков.
12)Спрос – желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.
Если цены Р заединицу товара отложим по оси ординат, а количество товара Q, на которое предъявляется спрос, по оси абсцисс, то мы получим следующий график.
Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
14)Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены для покупателя.
Величина предложения (Qs) – это количество какого-либо товара, которое продавцы готовы продать в течение определенного промежутка времени при определенных условиях (при данной цене в данный период).
Цена предложения (Ps) - минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара (в данное время и в данном месте).