Торговых предприятий

Торговые надбавки (наценки) – основной элемент доходов

Валовой доход предприятия

Предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения

Источники формирования валового дохода

1. Валовой доход от реализации:

- валовой доход от реализации и отпуска товаров, готовой продукции, работ, услуг;

- доходы от неторговой деятельности: производства, реализации работ, услуг по бытовому обслуживанию, коммунальному хозяйству и др.;

- доходы от операций с тарой;

- возмещение из бюджета плановых затрат на закупку, перевозку, хранение, переработку продовольственной и плодоовощной продукции, превышающих розничные цены (в предусмотренных случаях, по дотационным товарам);

- доходы от реализации другого имущества;

- прочие доходы.

2. Внереализационные источники:

- поступление ранее списанных долгов и дебиторской задолженности;

- доходы от долгосрочных финансовых вложений;

- доходы от сдачи в аренду временно неиспользуемого оборудования, транспорта, торговых и складских помещений;

- доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия;

- доходы от ценных бумаг; доходы от дооценки товаров;

- положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

- проценты, полученные по денежным средствам;

- полученные штрафы, пени, неустойки;

- прочие внереализационные доходы.

В общем виде валовой доход рассчитывается по следующей формуле:

Двал = ТН + ОУ + ПД,

где ТН – торговая надбавка предприятия;

ОУ – стоимость оказанных услуг;

ПД – прочие доходы.

Важной составной частью валового дохода являются торговые надбавки к цене закупленных товаров (примерно 80-85% в общем объеме всех доходов предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения).

Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия, правительственная политика, проводимая в сфере обмена; спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения; стратегические целевые критерии, принятие предприятием на данных период функционирования.

В условиях повышенного уровня конкуренции для предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения, основой эффективной работы становится не объем товарооборота, а сумма торговой наценки, которая является основным источником прибыли. В общем виде структура торговой наценки предприятия представлена на схеме:

Торговая наценка:

Издержки обращения Налоги и сборы Прибыль

До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки. Главное их отличие от торговой надбавки заключается в том, что торговые скидки представляют собой часть чистого дохода, передаваемого предприятием сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции, а их размер определялся высшими органами ценообразования и были едиными на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые наценки – к оптовой свободно-отпускной цене.

Все предприятия, функционирующие в сфере товарного обращения, как юридические лица, самостоятельно определяют размер торговой наценки (надбавки) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Следовательно, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий, осуществляющих услуги по доведению товаров от производителя до потребителя, не регламентированы.

В соответствии с Указом Президента РВ от 28 февраля 1995 года №221 и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых наценок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при образовательных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и с ограниченными сроками завоза груза.

Чтобы избежать резкого взлета цен в условиях снижения платежеспособности покупателя, Министерством торговли (письмо от 20 января 1995 г.) предприятиям, функционирующим в сфере товарного обращения, при формировании торговых надбавок рекомендовалось исключить случаи роста уровня рентабельности за счет более высокого размера торговой надбавки. Повышение уровня рентабельности должно обеспечиваться за счет товарооборота, ускорения товарооборачиваемости и интенсивных факторов развития предприятий, функционирующих в обозначенной сфере. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен и торговых надбавок. Возможность саморегулирования цен и торговых надбавок зависит от снижения уровня инфляции и повышения эффективности экономики в целом.

При определении размера средней торговой (оптово-сбытовой) надбавки (ТН) рекомендуется использовать следующую формулу:

ТН = Иобр + Со + К + Р,

где Иобр – плановый уровень издержек обращения, кроме процента на кредит, руб.;

Н – размер налогов (НДС, налога на прибыль и др. обязательные отчисления и налоги, исчисляемые из валового дохода);

Со – отчисления на пополнение собственных оборотных средств (6% от размера валового дохода);

К – процент за кредит (% к товарообороту);

Р – рентабельность.

Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.

Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством.

Проценты за кредит рассчитываются исходя из товарооборачиваемости, установленных процентных ставок, потребности в кредитных ресурсах с учетом наличия собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы собственных источников финансирования.

Максимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.

Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг.

Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения, если эти производства не имеют отдельного баланса (оказание транспортных услуг сторонним предприятиям автотранспортом данного предприятия, подсобные производства и хозяйства).

Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: