Г. Издержки обращения предприятия
Уровень валового дохода показывает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления. Этот показатель следует признать наиболее значимым для хозяйственной практики, т.к. сравниваются доходы от реализации и объем этой реализации.
В.4. Оценка доходов торговых предприятий.
Доходы, получаемые торговыми предприятиями, могут быть охарактеризованы абсолютными и относительными показателями.
Абсолютным показателем является сумма доходов Д, которая рассчитывается по формуле:
Д = З + Н + У + П или Д = Др + Двр,
где З – сумма доходов, компенсирующая стоимость закупленных товаров;
Н – сумма надбавок (наценок), реализованных за определенный период;
У – сумма стоимости оказанных услуг за этот период;
П – сумма прочих доходов за указанный период;
Др – сумма доходов от реализации за определенный период;
Двр – сумма внереализационных доходов за этот период.
Абсолютный суммарный валовой доход Дв торгового предприятия за определенный период равен:
Дв = Н + У.
Относительным показателем доходов торгового предприятия за определенный период является уровень доходов Уд, который можно найти по формуле:
Д
Уд = ----- 100%, где Р – товарооборот за указанный период.
Р
Относительным показателем валового дохода является уровень валового дохода Увд, который рассчитывается по формуле:
Д
Увд = ------- 100%.
Р
Другим относительным показателем является средний уровень торговой надбавки Утн за определенный период (при его определении учитывают только данные, характеризующие реализацию):
Дв
Утн = ------------- 100%.
Р – Дв
Издержки – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя до потребителя, преобразования производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворения спроса потребителей.
Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение коммерцией своих функций и задач. Они учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.
1. По подотраслям торгово-хозяйственной деятельности выделяют издержки обращения:
- розничных торговых предприятий;
- оптовых торговых предприятий;
- по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей и фруктов (в руб./т);
- по заготовке с/х продукции (по растениеводству в руб./т, по животноводству – в % к закупочной стоимости, в потребительской кооперации – в % к объему заготовленной продукции).
Такая классификация позволяет учесть особенности торгово-технологических процессов различных торговых предприятий. Особенности хозяйственной деятельности определяют уровень ИО: наиболее низкий – на предприятиях оптовой торговли (уровень расходов определяется по отношению к товарообороту, а он на предприятиях оптовой торговли весьма высокий). Различия торговой технологии вызывают также различия в составе и структуре расходов торговых предприятий различных подотраслей деятельности. Различия в составе и структуре расходов торговых предприятий разных подотраслей в значительной степени определяют особенности подходов к ценообразованию.
2. По видам затрат издержки обращения подразделяются:
- на элементы затрат;
- статьи затрат.
Номенклатура и содержание статей и элементов затрат раскрываются в гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организации». Группировка расходов по экономическим элементам представлена данной главой НК РФ, поэтому она едина и обязательна для всех предприятий.
При группировке расходов по экономическим элементам в каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка производится по следующим экономическим элементам:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда;
- суммы начислений амортизации;






