Исполнители

Международная охрана смежных прав

Смежные права – права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций - общее для них то, что они делают доступными для публики литературные и художественные произведения, то есть они производны от авторских права. Как и авторские права, они имеют территориальный характер. И в силу их характера требуется заключение международных договоров для признания смежных прав. В 1961. заключена Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, она содержит два блока норм:

- касающийся национального режима

- касающийся объема прав соответствующих субъектов

Исполнителем признаются актеры,певцы, музыканты, танцоры, которые поют,читают,декламируют, иным образом исполняют литературное произведение. То есть права исполнителей производны и зависят от того, признаются ли авторские права на произведение, которое они исполняют.

Существует три альтернативных условия, для предоставления национального режима – во-первых исполнение имеет место в другом договаривающемся государстве. То есть, произведение должно прозвучать на территории одного из договаривающихся государств. Во - вторых произведение включено в фонограмму, охраняемую в соотв. с конвенцией. В – третьих произведение распространяется путем передачи в эфир, охраняемый в соотв. с конвенцией. Римская конвенция использует не совсем удачные формулировки и достаточно узко понимает права исполнителей. Римская конвенция говорит, что исполнители имеют право предотвращать запись своего исполнения – то есть если не предотвратил, то дальше ее можно использовать.

Предусмотрены исключения из прав, предусмотренных в конвенции – можно делать запись исполнения в личных целях,для научных и образовательных целей, для цитирования. Отдельно предусмотрено, что государства могут предусматривать те же исключения для смежных прав, которые они предусмотрели для авторских.

Фонограмма – любая звуковая запись. Для фонограмм характерно, что это не обязательно запись литературного или художественного произведения. Например, можно записать шум ручья – и это будет охраняемым объектом. Изготовителем фонограммы признается тот, кто первым записал фонограмму. Национальный режим в отношении фонограмм – предоставляется по трем альтернативным критериям:

- изготовитель фонограммы является гражданином договаривающегося государств

- фонограмма впервые записана в договаривающемся государстве

- фонограмма впервые опубликована в договаривающемся государстве.

Когда РФ присоединялась к этой конвенции она сделала две оговорки по поводу этих критериев: 1)РФ сказала, что не будет применять критерий места первой записи.

2)РФ применяет критерий гражданства только в отношении тех государств, который применяют такой же критерий в отношении российских граждан и оставляет за собой право ограничивать право фонограмм, если какой-нибудь государство вводит ограничения в отношении граждан РФ. То есть, этот критерий применяется на началах взаимности.

Права изготовителей фонограмм по конвенции – изготовители имею право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм, это единственное правомочие, которое предусмотрено конвенцией.

Вещательные организации – Римская конвенция предусматривала организации радио- и телевещания. Объектом охраны выступали радио и телепередачи. Национальный режим предоставлялся при наличии двух критериев:

- штаб квартира вещательной организации находится в государстве участнике

- передатчик, с которого транслируется передача, находится в государстве участнике

Вещательные организации имели исключительное право запрещать или разрешать трансляцию своих передач и ретрансляцию своих передач.

Основная роль Римской конвенции в том, что обеспечивается взаимное признание смежных прав, обеспечивается оно правилами о национальном режиме.

Для изготовителей фонограмм в нашей ч.4 ГК предусмотрены такие же права, как и авторские права, то есть перечень прав в законодательстве РФ значительно расширен по сравнению с Римской конвенцией.

Римская конвенция установила минимальный объем прав и ничто не препятствует государству предусмотреть в своем законодательстве более широкий объем прав.

В 1971 г. заключается Женевская конвенция об охране изготовителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм – заключение конвенции было связано с тем, что именно фонограммы чаще всего были контрафактными. Этот договор защищал от копирования фонограмм, без согласия изготовителя фонограммы, от ввоза контрафактных копий и от распространения таких копий среди публики. Данный договор не предусматривал мер борьбы с контрафактом, он говорил только о том, что государства обязуются принять гражданско-правовые административные и уголовные меры, какие это будут меры – договор не описывал. В соглашении TRIPS есть специальный раздел о защите интеллектуальной собственности, этот раздел предусматривает возмещение убытков автору или правообладателю, предварительные обеспечительные меры, таможенные меры. То есть, в соглашении TRIPS меры, которые должны приниматься в защиту авторских прав раскрыты.

В 1974 г. - принимается Брюссельская конвенция «О защите несущих программ-сигналов, передаваемых через спутники». Это конвенция предусмотрела, что радиосигналы может получать только тот, кому они предназначены, то есть тот, кто заключил лицензионный договор на ретрансляцию. Конвенция установила запрет на перехват радиосигналов, но одновременно она установила и исключения из этого запрета, во-первых можно было перехватывать сообщения с целью краткого сообщения о текущих событиях, с целью цитирования, и можно было перехватывать в образовательных и научных целях для граждан развивающихся государств.

В 1996 г. – заключается договор ВОИС об авторском праве. Он существенно расширил права исполнителей. Во - первых за исполнителями были признаны моральные права: это право считаться исполнителем, право на имя, право на защиту исполнения от искажений. Римская же конвенция была сосредоточена только на имущественных правах. Далее, за исполнителями был признан комплекс имущественных прав – это исключительное право разрешать или разрешать запись своих исполнений, воспроизведение записей исполнений, записанных на фонограммы,коммерческий прокат исполнений, записанных на фонограммы, публичный доступ путем отчуждения права собственности на фонограммы. Право на всеобщий доступ – касательно интернета. На само размещение в интернете – требуется разрешение правообладателя.

Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах предусматривает такие же правила, как и договор ВОИС об авторском праве в отношении технических средств защиты, то есть исполнитель может поставить какую-либо программу на диск с записью исполнения, может предоставить коды доступа, а государство должно защищать исполнение от взлома технических средств защиты. Компенсация такая же,как при нарушении авторских прав.

Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах также содержит меры по защите электронной информации – информация об исполнителе и исполнении – это защищаемая информация, запрещается распространять исполнение, если к защищаемой информации был получен неправомерный доступ.

Наш законодатель основное, что использует из международных договоров – это правило о признании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: