Формальные и неформальные группы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое информация, событие, факт, явление, ситуация?

2. Какая связь существует между менеджментом и информацией?

3. Назовите основные качества информации.

4. Назовите основные объекты информационного обеспечения.

5. Какой бывает информация?

6. Назовите основные направления информационного обеспечения.

7. Что такое коммуникации?

8. Назовите виды коммуникаций.

9. Кто участвует в коммуникационном процессе?

10. Назовите основные источники информации.

11. Чем характеризуется передаваемая информация?

12. Что такое вербальные и невербальные средства?

13. Назовите этапы коммуникационного процесса.

14. Что такое деловое общение?

15. Назовите основные формы делового общения.

16. Что такое контракт?

17. Какие данные должны быть в контракте?

18. Что такое базисные условия поставки?

19. Опишите основные типы коммуникационных помех.

20. Что такое паблик рилейшнз (PR)?

21. Какова роль и место PR в коммуникационном процессе?

22. Назовите основные средства PR.

23. Назовите основные методы, используемые в PR.

24. Что такое презентация?

25. Как организуется презентация?

ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (ПЕРСОНАЛ-МЕНЕДЖМЕНТ)

11.1. Формальные и неформальные группы.

11.2. Власть. Руководство и лидерство.

11.3. Работа с людьми.

11.4. Разрешение конфликтов.

· группа · формальная и неформальная группы · командная и целевая группы · принципы подбора группы · характерные черты неформальной группы · мотивы создания неформальной группы · основные принципы управления неформальной группой · власть · основания для получения власти · руководство и лидерство · основные направления деятельности руководителя организации · отличия в технологии руководства и лидерства · практические правила работы с персоналом · смысл рекомендаций Г. Форда и Д. Карнеги · конфликт · источники возникновения конфликтов · виды конфликтов · негативные последствия конфликтов · позитивные последствия конфликтов · средства управления конфликтами · основные методы управления конфликтами · порядок действий при разрешении конфликтов

Организация – это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект – средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.

Под группой понимаются двое и более оказывающих друг на друга влияние и взаимодействующих между собой лиц. Группы могут носить как формальный, так и неформальный характер.

Формальная группа создается по указанию руководителя и может быть в форме отдела, цеха, бригады. Формальная группа бывает двух видов: командная и целевая. Командная группа объединяется вокруг руководителя. Это может быть, например, совет директоров или правление организации.

Целевая группа объединяется общей целью; скажем, трудовой коллектив цеха связывает общее задание, работа на единый конечный результат.

Неформальная группа возникает без какого-либо указания, произвольно. Это объединение людей в процессе человеческого социального (общественного) взаимодействия, например по интересам (производственным и непроизводственным), исходя из взаимной симпатии и т. д. Это могут быть сотрудники, постоянно общающиеся в обеденный перерыв в столовой или комнате отдыха, те, кто собирается вместе, чтобы отметить праздник или обсудить назревшие жизненные проблемы, и т. д.

Не будет преувеличением сказать, что менеджмент организации во многом складывается из руководства формальными группами, каждая из которых, в свою очередь, нуждается во внутреннем управлении всеми ее членами. Для руководства формальными группами выстраивается рассмотренная в главе 5 организационная структура предприятия или учреждения, выстраивается линейное, функциональное, целевое управление.

Опыт развития российского и зарубежного менеджмента дает основания для некоторых полезных рекомендаций по подбору и организации функционирования формальных групп.

1. Принципы подбора группы (объединяющие качества).

Персонал группы должен в совокупности:

– быть целеустремленным;

– быть преданным фирме;

– понимать и соблюдать корпоративные интересы;

– работать на прибыль;

– быть профессионально подготовленным;

– быть способным к нововведениям;

– быть способным к коллективному труду;

– быть организованным;

– работать планово;

– уметь вести учет;

– осуществлять контроль и самоконтроль;

– быть обязательным и лояльным к партнерам;

– быть заинтересованным в потребителях и заказчиках;

– быть бдительным к конкурентам;

– понимать и соблюдать этические нормы бизнеса и менеджмента.

2. Численность группы.

Практический опыт менеджмента последних лет подтверждает следующие эмпирические нормативы численности формальных групп:

для производственных подразделений нижнего уровня управления (бригады, артели) – 15–20 человек;

для подразделений системы управления среднего уровня (отделы, бюро) – 7–10 человек;

для органов управления высшего звена (совет, правление) – 1 человек на 100 работников организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: