Гомель
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
ВИКТИМОЛОГИЯ
Е. В. ПРИХОДЬКО
Учреждение образования
Министерство образования Республики Беларусь
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
для студентов специальности 1 –03 04 02 02 «Социальная педагогика. Педагогическая психология»
УО «ГГУ ИМ. Ф. Скорины»
Рецензент:
кафедра психологии
учреждения образования «Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины»
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» 14 сентября 2009 г., протокол № 1
Приходько, Е. В.
П Виктимология: тексты лекций для студентов второго курса факультета «Психология» специальности «Социальная педагогика. Педагогическая психология» / Е. В. Приходько; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 116 с.
Целью подготовки текстов лекций является оказание помощи студентам в овладении навыками изучения особенностей познавательных процессов и умственных состояний учащихся в ходе учебной деятельности для осуществления дифференцированного подхода к ним на уроке, исследования личностной индивидуальности школьников и особенностей классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания.
|
|
Тексты лекций адресованы студентам специальности 1 – 03 04 02 02 «Социальная педагогика. Педагогическая психология».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...………………………………………………………………...4
Тема 1 Понятие, предмет, система и методы виктимологии………..5
Тема 2 История развития виктимологии…………………….……...12
Тема 3Агрессивность и склонность к насилию………..……...…...15
Тема 4 Социально-педагогическая виктимология………………....20
Тема 5 Социально-педагогическая реабилитация………………….25
Тема 6 Виктимность и её проявления……..………………….….....32
Тема 7 Отклоняющееся и девиантное поведение………..…….…...36
Тема 8 Жертвы преступлений………………….....…........................42
Тема 9 Семьи социального риска……………………………....…...50
Тема 10 Виктимизация в семье…………………….……..……….....54
Тема 11 Виктимизация в школе……………………….……….…….57
Тема 12 Последствия виктимизации и её предотвращение
в школах.……………………………………….…………....60
Тема 13 Возрастные и гендерные особенности виктимиза-
ции школьников…...…………….………………….….…...64
Тема 14 Методы диагностики агрессивности и нарушений
поведения……………………………………...……………...68
Литература……………….………………………………………………72
Социальные кризисные процессы, протекающие в современном обществе, часто отрицательно влияют на психическое состояние людей, нередко порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Все это приводит к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося от общественных норм поведения. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Дети в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами агрессивных действий. Поэтому изучение дисциплины «Виктимология» представляется необходимым в современных условиях.
|
|
Целью подготовки текстов лекций является оказание помощи студентам в овладении навыками изучения особенностей познавательных процессов и умственных состояний учащихся в ходе учебной деятельности для осуществления дифференцированного подхода к ним на уроке, исследования личностной индивидуальности школьников и особенностей классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания.
Тексты лекций адресованы студентам специальности 1 – 03 04 02 02 «Социальная педагогика. Педагогическая психология».