Основные этапы истории политической мысли

Двойственность, противоречивость позиции и поведения в политике имеет под собой еще более глубокие основания, являясь воплощением ее своеобразного корпоративного духа. Корпоративность происходит оттого, что основным носителем политических интересов и установок выступает социальная группа. Индивид или политик выступает представителем определенной группы, вне поддержки которой достижение власти и политический успех немыслимы. Поэтому политическая самостоятельность, самодостаточность индивида является исключением, но не правилом. Следовательно, именно организованные группы являются главными действующими лицами или субъектами в политике.

В политической группе, партии индивидуальные интересы и интересы социальных общностей (классов, наций, общественных слоев) редуцируются, то есть деформируются. Поэтому смысл деятельности группы в политике – это своеобразная фальсификация реальности. Суть этой фальсификации – представить стремления и результаты положения и деятельности группы как отвечающие потребностям всех граждан и каждому человеку.

Кроме того, политический результат – итог деятельности не одной группы, а слагаемое взаимодействия многих группировок, некий своеобразный компромисс, означающий взаимные уступки и своеобразный отказ от части своих требований. Своеобразность его заключается в том, что политический компромисс не обязательно – соглашение равных партнеров. Это-компромисс (взаимное соглашение) с позиции силы, а потому носящий временный характер как остановка перед новым конфликтом интересов. В конечном итоге, и интересы лидирующих групп, и интересы социальных общностей, и каждого гражданина в отдельности не реализуются исчерпывающим образом.

В кривом зеркале политики реальные интересы реализуются только в измененной форме, а складывающаяся ситуация в общем и целом устраивает только правящую группу или партию. Поэтому в ее сверхзадачу входит убедить своих оппонентов и общество, что существующее положение отвечает общим стремлениям и таким путем узаконить или легитимировать свое положение доминирующей силы.

В системе социально-групповых интересов главное место занимают экономические, носителями которых являются крупные предприниматели, корпорации, финансовая элита страны. Политика была и остается в первую очередь агентом крупных денег, капиталов, выразителем интересов состоятельных людей, элитных слоев общества. Эта закономерность свойственна и демократии. В силу нее демократический режим имеет устойчивую тенденцию к олигархизации, к первоочередному обслуживанию потребностей состоятельного меньшинства. Чем слабее гражданское общество и примитивней государство, тем более открыто влиятельные партии и государственная власть защищают интересы представителей богатого слоя в противовес малоимущему большинству как реальному оппоненту открытой политической олигархии.

И только в условиях высокоразвитой демократии, и социально-благополучного общества, в котором относительное большинство граждан составляют средний (социально защищенный) класс политика в целом престает быть орудием прямого доминирования класса состоятельных людей. Это происходит потому, что социально-экономическое положение основной массы граждан перестает зависеть от непосредственной политической конъюнктуры, от повседневных государственно-политических решений. С другой стороны, в таких условиях и политика перестает выступать прямым и беззастенчивым агентом денег, сфера ее влияния на экономику уменьшается, что приводит также к освобождению от прямого влияния политики, идеологии системы культурных и духовных отношений общества.

Из всего предыдущего следует, что сфера государственно-политической деятельности – это совокупность неких четко очерченных социальных приоритетов. Формально, политика – способ организации всего общества, условие обеспечения целостности нации или сообщества наций, условие сохранения этой целостности. Содержание же политики характеризуется частностью, односторонностью, социальной неэффективностью или ее ограниченностью как средства разрешения социальных, гуманитарных проблем и задач. Эта ограниченность проявляется и в том, что в политике реализуются в первую очередь экономические и политические интересы доминирующих социальных групп, и в том, что политика ограничивается только определенным кругом социально-политических проблем и не способна реализовать общекультурные интересы и потребности всего социума и его членов.

Это значит, что политике и государству как основному ее инструменту не по силам решение многих общекультурных, человеческих задач. Культура и политика не тождественны. Наоборот, «политическое» часто противостоит культурному, разрушает культуру и духовность. Политика не способна обеспечить гармоничное и вместе с тем органичное развитие общества. В ней не стоит искать панацею (универсальное средство) от социальных и человеческих болезней, недостатков.

С учетом специфической социально-исторической ограниченности политики необходимо рассматривать и ее основные социальные функции, каковыми являются:

· Публичное представительство интересов социальных групп, социальных слоев, общностей;

· Интеграция и дезинтеграция общества и его составляющих;

· Регулирование внутрисоциальных и интерсоциальных отношений;

· Экзистенциально-защитная (обеспечение самосохранения общества);

· Организационно-мобилизующая ( по обеспечению целостности общества и обеспечение решения социальных проблем);

· Стратегическая, связанная с разработкой направления социально-политического развития, перспективной эволюции общества и др.

Таким образом, политика составляет действительно особый мир –систему, которой принадлежит важнейшее место в эволюции цивилизации на разных уровнях ее существования. Границы этого мира не являются четкими и устойчивыми. Поэтому политика была и остается нестабильной, несовершенной как комплекс институтов по управлению обществом и регулированию социальных отношений и ценностей. Именно постижению этих существенных сторон политики и служит политология.

Литература:

1. Аристотель. Политика. - М, 1983, соч. в 4-х тт.Т4.-830 с.

2. Барматова С. Поле политики: к проблеме теоретической идентификации.Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 4.

3. Борисенков А.А. Сущность и структура политической жизни //Социально-гуманитарные

4. Вебер М. Политика как профессия и призвание. Избр.пр. М, 1990.-808с.

5. Камю Альбер. Бунтующий человек. М, 1991, с.346-350.

6. Козырев Г.И. Политика, как общественное явление // Социально-гуманитарные знания, 2005. № 1.

7. Політологія посткомунізму: політичний аналіз посткомуністичних суспільств/ В. Полохало (керівник авт. колективу). - К.: Політична думка, 1995.

План:

3.1.Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья.

3.2. Политические идеи и теории Нового Времени.

3.3.Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки.

3.4.История политических идей в Украине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: