Политика как социальное явление. Многообразие значений понятия «политика» и подходов к ее пониманию свидетельствуют, прежде всего, о высокой степени политизациисовременного социума

Многообразие значений понятия «политика» и подходов к ее пониманию свидетельствуют, прежде всего, о высокой степени политизации современного социума, о фундаментальном значении политики в его развитии. Политика является не просто одним из важных факторов существования современной цивилизации, она представляет собой основное условие и способ ее самосохранения. Она выступает естественным основанием функционирования и развития общества и человека, определяя собой и микросоциальные (на уровне социальных групп) и макросоциальные (на уровне мирового сообщества) условия их бытия.

Однако, цивилизационный или общесоциальный контекст политической реальности является предметом анализа философии политики как составной части философской науки. Политология исследует политический мир на государственно-политическом уровне его пребывания как основной сферы реализации политико-властных отношений. Речь идет, следовательно, об изучении пространства институализированной политики, представленной в виде политической организации общества.

В основе политической организации лежит разделение общества на социально-политические общности и формирования, связанные между собой отношениями господства-подчинения и воплощенные в государственно-политическом механизме власти. На общемировом уровне такая организация представлена в виде национальных государств, союзов и блоков государств, а также влиятельных международных организаций, обслуживающих интересы стран и политических союзов. На этом уровне политика представлена как система более-менее сложившихся международных связей и отношений, первичной составляющей которых является внешнеполитическая деятельность (внешняя политика) отдельных государств.

Именно национальное государство как организация в широком смысле социума или общества-государства выступает главной структурно-организационной единицей политики. Таких политических единиц-государств в мире насчитывается более двухсот. Социально-политическая система или государство в свою очередь состоит из двух относительно-самостоятельных комплексов-подсистем: власти и общества, которые противостоят друг другу как альтернативные социальные силы, образуя основание политической структуры сообщества-государства.

Общество и власть в их сочетании могут образовывать три основных качественно своеобразных типа политической организации. Первый тип характеризуется расколом между властью и обществом, их постоянным противостоянием и противоборством скрытым или явным. Такой способ политических отношений характерен для авторитарного государства, где власть работает только в своих интересах, а народ предоставлен сам себе.

Второй тип политической организации характеризуется жестким единством власти с обществом, которая проникает и поглощает собой все общество. Такой «союз» свойственный тоталитарному государству или этатизированному (огосударствленному) сообществу, где весь спектр социальных связей и отношений проникнут идеологической и политической целесообразностью. К началу 21 века таких государств в мире осталось немного, например, Северная Корея. Хотя в середине минувшего столетия такая модель общества была весьма популярной.

Третий тип политически организованного общества существует в виде демократического государства-общества, где отношения власти и народа осуществляются на уровне социального и политического компромисса-сотрудничества. Основу этого компромисса составляет конституционно-правовой договор, определяющий взаимные права и полномочия государственно-властных структур и граждан, их объединений. Социальным основанием демократии выступает принцип законодательного ограничения пределов властного влияния на общество и сферу его компетенции. Что дает возможность развиваться экономике и другим сферам общества вне прямого контроля политики, ее вмешательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: