Заключение
Подводя итоги лекции,можно отметить, что дидактика оперирует педагогическими категориями: процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения. Основная задача дидактики состоит в том, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей обучения. Дидактика занимается научным обоснованием содержания образования, определяет оптимальный объем знаний, навыков и умений, который необходимо дать сотруднику для более эффективного осуществления его профессиональной деятельности.
Педагогические принципы профессиональной подготовки — специальная система основных, исходных требований к построению процесса подготовки, выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед ней задач. Специфика профессиональной подготовки связана со спецификой ее закономерностей, обусловленных тем, что она:
|
|
—проводится с людьми, которые занимаются правоохранительной деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее;
—проводится для людей, имеющих не только общее, но уже и профессиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач;
—является именно подготовкой, а не обучением;
—отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности ее.
Поэтому и принципы профессиональной подготовки, проводимой в правоохранительных органах, не общедидактические и не чисто дидактические, ибо процесс подготовки, по сравнению с традиционным обучением/ насыщен воспитательными и развивающими закономерностями. Поэтому и принципы частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах, строго говоря, не принципы только обучения, но более емкие — педагогические. Особенности этих принципов и в том, что закономерности профессиональной подготовки не ограничиваются рамками усвоения знания на отдельном занятии, а охватывают всю ее педагогическую систему.
Наряду с закономерностями, относящимися ко всей профессиональной подготовке, есть, конечно, и уникальные, специфичные для разных видов подготовки (огневой, спортивной, тактической, технической и др.). Есть они и в подготовке личного состава различных служб и подразделений правоохранительных органов. Поэтому могут быть и специальные принципы для каждого вида подготовки, конкретизирующие и дополняющие частные, которые мы рассмотрели.