Контрольные вопросы.
Литература.
Основная:
1. Гигиена труда. Учебник (С. В. Алексеев, В. Р. Усенко). М-Медицина. -1988
Дополнительная:
2. Российская энциклопедия по медицине труда. Под ред. Н. Ф. Измерова. М. -Медицина. -2005-655с.
3. Руководство по гигиене труда. Т. 1и 2. Под ред. Н. Д. Измерова. М. Медицина. -1987.
4. Карабалин С. К. Медицина труда. Часть1 и2. Алматы-2010. 320 и 372 с.
1. Какие способы добычи угля вы знаете?
2. Какие бывают пласты угля в зависимости от расположения?
3. Какие выработки в угольной шахте вы знаете?
4. Какие виды горных машин применяются при подземной добыче угля?
5. Какие виды работ проводятся при буровзрывной технологии?
6. Что относится к шахтному транспорту?
7. Какие методы проводятся на поверхности шахт?
8Какими газами загрязняется воздух в шахтах?
9. Какие компоненты входят в пыль, образующиеся в шахтах?
10. Шум и вибрация как вредные и опасные факторы в шахтах.
11. Основные профзаболевания у горнорабочих.
12. Открытая добыча угля: какие механизмы работают при открытой добыче угля?
13. Неблагоприятные факторы производственной среды при открытой добыче угля..
1. Тема 2: Гигиена труда в металлургической промышленности.
2. Цель лекции: Датьстудентам полное представление об основных производственных процессах и условиях труда работающих в производстве цветных металлов и в черной металлургии, а также о состоянии здоровья рабочих этих производств и мерах профилактики воздействия вредных и опасных производственных факторов на организм рабочих.
Виды металлургии в зависимости от способа получения металла:
а) Пирометаллургия - получение металла с помощью огня;
б)Гидрометаллургия - получение металла путем обработки руды реактивами;
в) Электрометаллургия получение металла в электропечах, путем электролиза и т. д.
Окускование перед выплавкой металлов. Агломерация и производство окатышей. Основные вредности при этих процессах. Коксохимическое производство. Продукты коксохимии и основные вредные и опасные производственные факторы.
Доменное производство, основные вредности. Принцип работы доменной печи. Розлив чугуна и гранулирование шлака.
Оздоровительные мероприятия.
Производство стали: мартеновские печи, конвекторы и электродуговые печи. Стадии выплавки стали. Розлив стали. Вредные и опасные производственные факторы. Профзаболевания. Профилактические мероприятия.
Переработка вторичных черных металлов. Производство огнеупоров.
Производство алюминия. Производство глинозема. Основные вредности. Электролитическое разложение глинозема. Принцип работы ванны-электролизера. Основные вредности при электролизе алюминия. Рафинирование и разлив алюминия.
Производство меди. Приготовление и обжиг шихты; правка на штейн; продувка меди на черновую медь (конвектирование);розлив меди; рафинирование меди. Шахтные печи, отражательные печи, электротермические печи. Условия труда и основные вредности. Электролитическое рафинирование меди. Побочные продукты при получении меди, примеси. Заболеваемость рабочих, меры профилактики.
Производство свинца. Подготовка концентрата к агломерации. Плавка свинца. Рафинирование свинца. Розлив свинца. Основные вредности. Примеси и сопутствующие продукты.
Вторичное сырье, содержащее свинец.
Заболеваемость рабочих. Меры профилактики. Свинцовая интоксикация.
Производство цинка. Обжиг концентрата. Электролиз. Переплавка и розлив. Основные вредности. Меры профилактики. Заболеваемость рабочих.
4. Иллюстративный материал: презентация
5. Литература:
Основная:
1. Гигиена труда. Учебник. Под ред. Н. Ф. Измерова и В. Ф. Кириллова. М. -ГЭОТАР. -2008,
2. Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда. Учебник-М. -Медицина. -1988.
3. Руководство по гигиене труда. Т. 1и2. Под ред. Н. Ф. Измерова. М. Медицина-1987.
Дополнительная:
4. Росийская энциклопедия по медицине труда. Под ред. Н. Ф. Измерова.. М-Медицина-2005-655с.
5. Рукрводство к профилактическим занятиям по гигиене труда. Под ред. В. Ф. Кириллова. М. -Медицина. -2008.
6. Тогузбаева К. К., Байсеркин Б. С. Гигиена труда в воздушных отраслях промышленности Республики Казахстан. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов. Алматы-2010.






