Защита среды мирового океана
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности - это огромный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 • 1021 кг. Вода океана составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона.
Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн т нефтепродуктов.
Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам:
· на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне;
· нефть сама по себе является токсичным соединением, гибнут планктон и мальки рыб.
Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО).
Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с РАО.
|
|
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или под контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.
Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:
В последнее время был принят ряд межд. документов, основной целью которых является охрана Мирового океана.
Меры по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации
Захоронение РАО с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям.
Меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.
Существует перечень объектов, сброс которых запрещен.
(МВП) - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих межд. полеты и иные виды использования воздушного пространства.
В 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воздушных передвижениях: закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством.
В 1944 г. Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).
|
|
Кроме того, в систему источников МВП можно включить различные двусторонние и многосторонние межд. договоры.
Принципы:
· принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;
· принцип свободы полетов в межд. воздушном пространстве, в том числе над открытом морем;
· принцип соблюдения безопасности межд. полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
В межд. воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
1) право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
2) право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т. е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз и почту);
3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;
4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в страну флага судна;
5) право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.