Международно-правовой режим исключительной экономической зоны, свободы открытого моря
Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.
|
|
Открытое море - пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.
Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип.
· принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами;
· предотвращение загрязнения природной среды;
· объявление природной среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества;
|
|
· свобода исследования природной среды;
· сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах
Объектами международно-правовой защиты являются:
· атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;
· Мировой океан;
· животный и растительный мир;
· охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.
Источники:
В сфере охраны природной среды действуют многочисленные международные организации (Международная морская организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и программы (Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, Программа наблюдений за распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и др.)
· Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.,
· Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г.,
· Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г..
· Конвенция по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.,
· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г.,
· Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Значительна роль региональных соглашений в области охраны окружающей среды (в Северной Америке, в Европейском Союзе).