Структура питомников

Структура питомника зависит от величины площади, от задания на выпуск материала (ассортимента и количества), биологических осо­бенностей выращиваемого материала (древесного, кустарникового), от необходимости использования летнего черенкования, выращивания большого количества привитых и декоративных форм, от нагрузки питомника (наличия полей севооборотов), уровня механизации и, на­конец, от почвенных условий и условий орошения, от наличия школы длительного выращивания.

На структуру питомника влияет также расположение питомника по отношению к транспортным магистралям — его доступность, так как расстояние свыше 100 км между питомником и объектом озеленения сводит на нет прибыль питомника.

Получение высококачественных растений требует высокого уровня агротехники выращивания с использованием закрытого грунта, с туманообразующей средой, подогревом грунта и досвечиванием; четкого разграничения отделов и отделений, в каждом из которых есть свои особенности, условия, сроки выращивания и способы формирования. В последние годы получает распространение выращивание саженцев с закрытой корневой системой.

Каждый питомник имеет дендрарий и участок маточных растений, отдел размножения, который, в свою очередь, состоит из отделений семенного и вегетативного размножения, имеющих тепличные сооружения и сложное техническое оборудо­вание; отдел формирования включает I, II и III (длительно­го выращивания) школы.

Отводится место холодильному комплексу, в кото­ром хранят готовые к реализации саженцы и сеянцы. Здесь же могут хра­ниться корни, луковицы, клубни, а также черенки и семена. Хранилище может быть использовано для хранения овощей и фруктов; отдел машин и механизмов (хоздвор) для содержания тракторов, сельхозорудий, автомашин, здесь же склад для минеральных удобрений.

При крупных питомниках создаются компостник и площадки, на которых из отходов прополки, из торфа и отпада листьев с при­месью земли и песка в продолжение 1 -2 лет под воздействием солнца и воды создаются Почвогрунты, заменяющие и пополняющие почву, выно­симую из питомника на корнях саженцев. Почвогрунты поддерживают во влажном состоянии и в течение года для ускорения минерализации органических остатков несколько раз перемешивают с помощью трак­торов.

Часть полученной таким образом смеси можно направить в торговую

сеть для реализации.

Наконец, самостоятельным отделом является усадьба питомни­ка. Здесь сосредоточены контора, клуб, дома для проживания рабочих.

Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в откры­том грунте. К отделу размножения относятся и отводковые план­тации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологи­ческих особенностей растения и от способа размножения. Из от­дела размножения растения пересаживают в отдел формирования.

Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется перешколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают расте­ния из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.

В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III).

В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быст­ро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриже­ных) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — про­должительность их выращивания и относительно одинаковая тех­нология выращивания.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, фор­мируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в IIIшколу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В IIIшколу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из II школы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В IIIшколе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, где деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.

Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и может иметь разную структуру. При достаточ­ной площади питомника маточное хозяйство может быть органи­зовано на его территории в виде дендрария и маточных плантаций, а также других насаждений питомника. В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагаемые вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог. При недостатке площадей в маточные насаждения включают цен­ные насаждения, расположенные вне территории питомника, — в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, в ботанических садах и учебных заведениях. В них проводят инвента­ризацию и выявляют ценные для питомника виды, которые по своим качествам могут служить источником получения материала для размножения. За этими растениями ведется уход и организу­ется их защита от вредителей и болезней.

Для обеспечения современного уровня производства на терри­тории питомников нужно иметь административные здания, склад­ские помещения, помещения для машин и механизмов, различ­ных мастерских и здания для производства работ в закрытом по­мещении, например для механизированной посадки растений в контейнеры, реализации продукции, хранения готовой продук­ции (холодильные камеры), а также бытовые помещения (туале­ты, души, помещения для приема пищи и отдыха). Здания и со­оружения производственного назначения при компактной тер­ритории питомника целесообразно размещать в центральной его части. Если же питомник имеет разобщенные территориально уча­стки, то необходимые для производства помещения и сооруже­ния создают на каждом участке.

Особое место должно быть отведено под компостники, необхо­димые для обеспечения производства органическими удобрениями. Специальное помещение должно быть для хранения неорганичес­ких удобрений и препаратов для борьбы с вредителями и болезнями.

Дороги, площадки разного назначения, сооружения всех назна­чений должны занимать около 10 % всей территории питомника.

4. Организация территории питомников.

В соответствии со структурой питом­ника и его технологическим обеспечением необходимо рациональ­но организовать территорию по размещению отделов, школ, от­делений, маточно-коллекционных насаждений и участков техни­ческого обеспечения.

Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная конфигу­рация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.

Организация территории предполагает оптимальные размеры отделов питомников и севооборотных полей, которые являются основной структурной единицей. С их конфигурацией увязывают сеть дорог и расположение мелиоративной системы; пересечение полей дорогами допускается лишь в самых необходимых случаях. Размеры и формы полей севооборотов должны быть удобны для их обработки машинами, т.е. быть прямоугольными с соотноше­нием сторон 1:2 — 1:4 и длиной одной из сторон (длина гона трак­тора) 250 м для средних питомников и 500 м — для крупных.

Организация территории питомника определяется расположе­нием его отделов. Обычно основным и вспомогательным отделам в крупных питомниках отводят постоянное место, в малых пи­томниках за школами в отделе формирования постоянные участ­ки могут быть не закреплены.

Отдел размножения, как правило, располагается на постоян­ном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника.

Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.

Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в круп­ных питомниках также занимает постоянное место. В малых пи­томниках школы могут не иметь постоянного места, и это объяс­няется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.

Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на луч­ших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В питомниках северо-западных и северо-восточных райо­нов РФ I школу обычно размещают на отдельном участке, так как растения развиваются медленно. В центральных и южных районах выде­лять I школу необязательно, она может включаться в один севообо­рот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития сажен­цев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.

Вторая и третья школы располагаются на остающихся площа­дях, отведенных под питомник.

Для сокращения транспортных перевозок I школа отдела фор­мирования должна примыкать ко II школе, а II — к III школе.

Территорию питомника разбивают нередко не только на шко­лы и поля севооборотов, но большие поля севооборотов делят на более мелкие участки, именуемые кварталами, в которых разме­щают отдельные породы. Кварталы имеют одинаковую конфигу­рацию и размеры, между ними прокладывают лишь временные дороги, не препятствующие обработке почвы и уходу за растениями. При использовании севооборотов с разными размерами полей разбить их на кварталы одинаковой формы и размеров бывает слож­но, в этих случаях поля на кварталы не делят. До введения севоо­боротов в питомниках декоративных пород кварталы были осно­вой организации территории.

Административно-хозяйственный центр располагается, как правило, у главного въезда в питомник. Подсобные помещения для хранения инвентаря, материалов и для укрытия рабочих во время непогоды необходимо иметь в каждом отделе.

Машинно-тракторный парк размещают в специальных гара­жах.

Важную роль в организации территории питомника играют до­рожная сеть, мелиоративная сеть открытых канав и ветрозащитные полосы. Эти устройства относятся к капитальным и требуют вложе­ния больших денежных средств, поэтому при устройстве питомника (как и при его проектировании) очень важно распределить их рационально. Дороги, мелиоративные канавы и защитные полосы делят площадь питомника на замкнутые участки, и их важно распо­ложить так, чтобы они проходили по границам полей севооборотов.

Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка — магистральные, второго порядка — внутрихозяйственные и на полях севооборотов — временные.

Магистральные дороги с улучшенным покрытием (щебеноч­ные, асфальтовые, из плит) устраивают шириной 6—10 м. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам и школам питомника. Их размещение увязывается с основными осушитель­ными канавами. Количество магистральных дорог в небольших пи­томниках 2 — 3, а в крупных — 3 — 5.

Внутрихозяйственные дороги второго порядка обычно грунто­вые, шириной 4 —5 м, предназначены для подвоза грузов к от­дельным полям севооборотов. Обочины внутрихозяйственных до­рог используют для временного складирования удобрений, семян, саженцев, материалов и т.п.

Временные дороги на полях севооборотов, проложенные меж­ду отделениями (участками), предназначены для обслуживания непосредственно территории под посадками. Эти дороги должны иметь достаточную ширину (обычно около 2 м) для свободного прохода почвообрабатывающих орудий. При необходимости вре­менные дороги запахивают.

В крупных и средних питомниках может устраиваться также окружная дорога, которая связывает все дороги на территории питомника. Для возможности маневрирования техники ее ширина должна быть не менее 5 м.

Организация территории питомника предполагает наиболее рациональное размещение открытой мелиоративной сети — спе­циальных канав, собирающих и отводящих излишнюю воду с тер­ритории, имеющей уклон менее 2 %. Количество канав, их ши­рина, глубина и расположение зависят от степени заболоченнос­ти и характера грунта. Их нарезка влияет на размеры полей, на­правление дорог, которые обычно приурочивают именно к мели­оративным объектам. Открытые мелиоративные канавы устраива­ют вдоль магистральных дорог и по границам участка.

Ветрозащитные полосы обычно располагают перпендикулярно направлению господствующих ветров. Основную полосу закладывают по границе питомника, внутри территории располагают вет­розащитные полосы, приуроченные в основном к дорогам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow