Донбаська національна академія будівництва і архітектури 4 страница

При переходе из одной группы в другую образуются особые группы маргиналов. Маргинальность – состояние социальной группы или личностей, находящихся в силу сложившихся обстоятельств на грани двух и более культур, социальных миров и не принадлежащих полностью ни к одному из них. Маргиналы имитируют чужой образ жизни, не усваивая новых ценностей, не обладая ее духовными потенциалом. Маргинальность может носить как восходящий, так и нисходящий характер.


ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

Ключевые понятия и термины: социальный статус, статусный набор, социальная роль, ролевой конфликт.

План

1. Понятие и виды социальных статусов

2. Понятие и виды социальных ролей

3. Социальная роль в теории Т. Парсонса

4. Ролевой конфликт. Причины и пути преодоления

Основная литература:

1. Гидденс, Э. Социология: пер. с англ. / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

2. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учеб. пособие / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: Изд-во ГУ, 2003. – 363 с.

3. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: пер. с польск. / П. Штомпка. – М.: Логос, 2008. – 664 с.

Дополнительная литература:

1. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний: курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. – Н. Новгород: НКИ, 1998. – 358 с.

2. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенова. – СПб.: Изд-во «Ольга», 1997. – 296 с.

3. Зомбарт, В. Социология / В. Зомбарт. – СПб.: Мысль, 2003. – 140 с.

4. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М.: АСТ, Хранитель, 2006. – 873 с.

5. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.

6. Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 344 с.

7. Штомпка, П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 416 с.

1. Понятие и виды социальных статусов

Человек взаимодействует с различными социальными группами, участвует во множестве совместных действий, принадлежит к разным социальным группам. Например, он порядочный семьянин, член трудового коллектива, игрок футбольной команды по воскресеньям и т.д. В каждой группе он занимает разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус − ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (С.С. Фролов).

Социальный статус − определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей (А.И. Кравченко).

П. Штомпка считает очевидным фактом, что каждый конкретный субъект одновременно занимает не одну, а много разных социальных позиций. Например, один человек − не только врач, но и отец, муж, чей-то сын, директор больницы, поляк, католик, охотник, теннисист, водитель, а может оказаться в роли пациента. Здесь вокруг одного субъекта собрано множество занимаемых им позиций и исполняемых им социальных ролей. В таких случаях речь идет еще об одном социологическом понятии − о статусном наборе (конгломерате статусов), а каждую из входящих в этот конгломерат позиций определять как частную позицию1. Понятие статусный набор было введено американским социологом Р. Мертоном.

Различают также социальный и личный статусы2.

Социальный статус − положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статус − положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Не все социальные позиции, которые занимает человек, равнозначны. Некоторые позиции оказываются более важными, чем другие. Судить об этом можно благодаря критериям двух типов: культурным и субъективным. Та конкретная культура, в рамках которой живет человек, может определять акцент первоочередной важности одних позиций человека перед другими. Например, в приоритете позиции, связанные с работой, профессией. Это требует от человека, чтобы выполнение им своих профессиональных обязанностей врача стояло у него самого по важности на первом месте, а выполнение им своих семейных обязанностей − на втором.

Социальная позиция, которую данная культура определяет как наиболее важную, называется главным статусом. У каждого человека своя собственная иерархия предпочтений. В формировании такой иерархии большую роль играет культура, и нередко эта собственная иерархия является субъективной, внутренней копией существующих в обществе культурных приоритетов1.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: предписанные и достигаемые.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр − прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе − разные социальные статусы. На Кубе негр − представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР. Таким образом, негр − не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус2.

Достигаемый статус – это социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию.

Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или в обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: «Принцесса – это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной − предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем − достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр − это предписанный статус, но полицейский – достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида».

В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными, и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, в традиционной культуре мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина − с другой.

Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов1.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

В разных контекстах, активизируя разные позиции своего конгломерата, человек является в разных ипостасях, каждый раз оказывается кем-то «другим». На работе он врач; на корте он теннисист, профессию которого его партнеры или зрители могут даже не знать; дома он муж и отец; в церкви он анонимный прихожанин, верующий. Явный статус – это позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области. В то же время все другие позиции, которые занимает данный субъект, но которые в этот момент не активизированы, называются скрытыми статусами1.

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют между собой только субъекты, как обладатели или носители статусов. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей − носителей статусов.

Сокращение межстатусной дистанции − характер отношений между двумя и более индивидами, как носителями разных, но функционально связанных статусов. Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения − его статику2.

2. Понятие и виды социальных ролей

Социальная роль − модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу (динамическая сторона статуса). От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы − предписанные правила поведения, характеризующие именно роль, а не статус1.

Социальная роль − это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус2.

Ролевой набор − совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

У каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково − с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанциирование от роли).

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта: необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.

Структура роли включает в себя ролевое исполнение, то есть поведение индивида в определенной ситуации; ролевое предписание, то что конкретная социальная общность, организация, социальный институт требует от личности и ролевое ожидание, то есть то, что ожидается от выполнения этой роли.

Структура роли, по мнению Г.Е. Зборовского, имеет противоречивый характер и содержит предпосылки противоречий между личностью и ее окружением.

3. Социальная роль в теории Т. Парсонса

Т. Парсонс определял социальную систему как систему взаимодействия множества лиц, анализируемую в рамках системы координат теории действия. Элементы социальной системы – акторы и взаимоотношения индивидуальных акторов, которые ориентированы друг на друга, учитывают друг друга.

Наиболее значимой единицей социальной структуры является не конкретное лицо, а роль.

Роль − это такой организованный сектор ориентации актора, который конституирует и определяет его участие в процессе взаимодействия. Она включает набор взаимно соотнесенных ожиданий, касающихся действий как самого актора, так и тех, с кем он взаимодействует. И актор и те, с кем он взаимодействует, имеют такие ожидания. Роли институционализированы, если они полностью согласуются с установленными культурными образцами и организованы вокруг ожидания того, что актор будет конформен по отношению к морально санкционированным эталонам ценностной ориентации, признаваемым членами общности, в которой функционирует роль.

В социальном взаимодействии начинают возникать взаимные ожидания относительно действий и установок каждого участвующего в нем. Эти ожидания представляют ядра того, что можно назвать ролевыми ожиданиями. Т. Парсонс писал: «Образец ожиданий «других», часто обобщенный таким образом, что включает все эти ожидания по отношению к статусу, образует в социальной системе институционализированное определение ролей в конкретных ситуациях взаимодействия. Под институционализацией он понимал интеграцию ожиданий акторов в релевантную систему взаимодействия ролей при общем нормативном эталоне ценностей. Эта интеграция такова, что каждый предрасположен вознаграждать конформность других по отношению к эталону и, наоборот, не одобрять и наказывать отклонение».

Ролевые ситуации могут принимать для актора любые значения, которые возможны для ситуаций вообще. Их значение, оказывающее влияние на мотивацию поведения, будет различным для разных личностей. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях, а допустимым считается некоторый диапазон вариабельности.

По мнению Т. Парсонса ключевой константой в социальной системе является система ценностей, которая определяет диапазон вариаций поведения акторов, исполняющих определенные роли1.

Т. Парсонс предложил четыре характеристики любой роли2:

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая − размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

4. Ролевой конфликт. Причины и пути преодоления

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение.

Ролевое напряжение − трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться по ряду причин:

1. В связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида.

2. Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире.

Типы ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту. Полицейский иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях − от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения − существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги»[25].

Пути преодоления ролевых конфликтов:

1. Рационализация ролей − один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины лгут. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе.

2. Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей.

3. Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей – это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль[26].


ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые понятия и термины: человек, индивид, личность, свобода личности, мера свободы личности, тип личности, социализация личности, каналы социализации.

План

1. Личность как научная проблема

2. Типологии личности

3. Социализация личности

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 374 с.

2. Зборовский, Г.Е. Общая социология: курс лекций / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: РГППУ, 1999. – 610 с.

3. Некрасова, Н.А. Тематический философский словарь: учеб. пособие / Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова.М.: МГУ, 2008. – 164 с.

4. Фролов, С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов.М.: Наука, 1994. – 256 с.

Дополнительная литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 360 с.

2. Бочкарев, И.А. Проблема личности в социологии / И.А. Бочкарев // Вестник СевКавГТУ. – 2004. – № 1 (11).

2. Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М.: Высш. шк., 1982. – 128 с.

3. Кон, И.С. Личность и социальная структура / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / И.С. Кон. – М.: Прогресс, 1972. – 392 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 168 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

6. Штейнер, Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Е.С. Штейнер. – М.: Наука, 1990. – 250 с.

1. Личность как научная проблема

Понятие «личность» применяется для характеристики человеческого существа. Данный термин дает возможность подчеркнуть отличие человека от других млекопитающих. Кроме того, человека от животного отличают следующие особенности:

1. Человек – существо общественное. Ему жизненно необходимо объединяться с себе подобными. С одной стороны это обусловлено естественными, биологическими причинами: человеческий детеныш довольно долго не может ходить, обеспечивать себе пропитание; человек физически не конкурентен со многими видами хищников. С другой стороны – социокультурными причинами: включение человека в общество носит исключительно искусственный характер.

2. Человек – существо мыслящее. Он имеет возможность запоминать факты, строить аналогии. С помощью представлений, понятий и логических процедур он сохраняет, трансформирует, передает и совершенствует опыт своих сородичей.

3. Человек – существо духовное. Он живет в мире своих представлений, воображений, ценностей, правил. Его действия ограничены осознанными или неосознанными стереотипами относительно «должного» и «возможного». Только человек может отказаться, преодолеть инстинкты ради реализации неких идей, ценностей. Например, только человек может отказываться от принятия пищи ради сохранения стройной фигуры.

4. Человек – существо творческое. Он создает разнообразные искусственные продукты для удовлетворения потребностей, присущих его природе. Так, кроме жизненно необходимых вещей: пищи, одежды, жилища, человек создает и предметы искусства. Сложно представить логово волка, украшенное картинами.

Именно эти четыре особенности подчеркивают сущностное отличие человека от других животных.

Проблема исследования личности является актуальной для многих гуманитарных наук. Условно их можно разбить на три основных уровня: философский, психологический, социологический.

В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности, а проблема личности анализируется с трех позиций:

- как произведение (Природы, Бога, Общества и т.д.). В этом случае человек – продукт условий существования, который может лишь познать себя.

- как творец. В этом случае человек – создающий себя сам, беспредельно активный, изменяющий свои собственные условия, управляющий своим воображением.

- как деятель. В этом случае человек – совершенствующийся посредством своей деятельности и передающий в предметах свой опыт, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности.

Таким образом, личность в философии, прежде всего, это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, продукт своих собственных сил, способностей, потребностей и интересов. Главная задача – определить место человека в мире.

В психологии личность рассматривается как совокупность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Для психологии потенциалы людей различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качеств каждого человека уникальны, индивидуальны. Главная задача психологического уровня анализа личности – раскрыть внутренний мир каждого человека.

Отправной точкой социологического видения личности являются не индивидуальные особенности, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Поэтому для социолога личность – это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами.

Еще одним аспектом анализа личности в социологии выступает характер взаимоотношений личности и общества, т.е. исследование общественных процессов через индивидуально-личностное восприятие, через повседневное преломление общества в жизни личности. Главная задача социологического уровня анализа личности – раскрыть личность как отдельный социальный феномен и показать, как она существует в системе социальных отношений.

Понятие «личность» тесно связано с понятиями «человек» и «индивид». Говоря о «человеке», мы можем рассматривать его как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное (биологическое), социальное, физическое и духовное. Таким образом, понятие «человек» может рассматриваться как уникальный биолого-социальный феномен, как homo sapiens. Использование данного понятия характерно для философии. Каждый отдельный, конкретный человек – это индивид. Он уникален, неповторим. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель социально-психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов. Использование данного понятия характерно для психологии. И лишь индивид является, с социологической точки зрения, отправной точкой формирования личности. И поэтому, личность – это индивид, имеющий свое особое «лицо», личину, это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений1.

Одной из основных категорий, характеризующих сущность личности, является «свобода»2. Она дает личности возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями.

В решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы:

1. Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом).

2. Свобода как «познанной необходимости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними.

3. Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения.

4. Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения.

Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

Живя в обществе, человек не может быть абсолютно от его изолирован, поэтому «свободно выбирая цели и поведение» индивид всегда должен понимать, что свобода без ответственности и необходимости следования некоторым общественным нормам и правилам невозможна, т.е. свобода личности в обществе всегда ограничена свободой другой личности.

2. Типологии личности

Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Это связано с тем, что человек многообразен в своих проявлениях, а социология пытается анализировать типического человека для данного времени и данного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: