Внутренние национальные источники

Финансирование природоохранных проектов

Принципы "загрязнитель платит" и "пользователь платит"

Непосредственное применение принципа "загрязнитель платит" позволяет получить 80% всех поступлений в российские экологические фонды, которые обеспечиваются за счет платежей за загрязнение.

Эффективное использование платежей за пользование природными ресурсами (для наглядности будем иметь в виду плату за водоснабжение и водоотведение) на основе принципа полного возмещения затрат сдерживается прежде всего слабостью институциональной инфраструктуры. Сюда относится отсутствие должным образом разработанных контрактов между водоканалами и потребителями, выполнение которых может гарантировано. Кроме того, отсутствие контроля со стороны пользователей за качеством предоставляемой услуги сдерживает готовность пользователей платить. Платежи за пользование водными ресурсами не компенсируют затрат водоканалов и не обеспечивают их развитие их материальной базы

Коммерческие варианты

Если принимать во внимание коммерческие кредиты и запасы собственных средств предприятий, то это позволяет расширить практику софинансирования "коричневых" проектов:

• при предоставлении муниципальных услуг могут быть предусмотрены "соединительные" сборы, которые станут стартовым капиталом для модернизации или расширения мощностей очистных сооружений. Этот вариант (единая организация по водоснабжению и водоочистке) уже упоминался выше при исследовании путей решения проблемы низкой готовности платить за очистку сточных вод;

• создание акционерной компании по предоставлению природоохранных услуг, которая будет формировать капитал через продажу ценных бумаг;

• игра на разной "скорости" оборачиваемости средств, например, сбор авансовых платежей за предоставление услуги в сочетании с оплатой аренды по факту.

Официальная статистика по Российской Федерации свидетельствует о следующем распределении средств на инвестиции в природоохранные мероприятия по источникам в % (данные 1996 года): федеральный бюджет – 6; бюджеты субъектов федерации – 22,8; собственные средства предприятий – 67, 6; экологические фонды – 3,0 и другие источники – 6,0.

Данное распределение не учитывает в полной мере систему зачета платежей за загрязнение, то есть записывает расходы экофондов в собственные средства предприятий.

Однозначный вывод можно сделать об уменьшении (абсолютном и относительном) финансирования из федерального бюджета. В среднем по России материальные затраты системы Госкомэкологии были профинансированы на 24,3 % от заявки. Остаток покрывался за счет территориальных экологических фондов и местных бюджетов.

Внутренние (национальные) источники в 1997 году предоставляли 93% всех средств на природоохранные инвестиции в России. Практически все эти инвестиции были направлены на реализацию "коричневых" проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: