Семинар 3. Личность в условиях социального взаимодействия

Литература.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар 1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1. Метод социометрического исследования:

· История возникновения метода и его особенности.

· Техника проведения социометрии.

2. Трансактный анализ.

· История возникновения. Анализ сценариев.

· Анализ трансакций. Характеристика манипуляций.

3. Особенности применения социально-психологических методов исследования в самодеятельном художественном коллективе.

Литература. ( В скобках указан код в библиотеке БГУКИ)

Основная:

1. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 53 – 73; 446 – 448. (88.5 Ш 37)

2. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Кн.1. С. 465 – 470, Кн.3 С. 375 - 382. (88. Н 506; 88.5я73)

3. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. – Мн; Нар. асвета, 1984. – 239 с. (88.8 Ка 2)

Или:

4. Кломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. – С.67-107; 204-210.

Дополнительная:

1. Марищук, В.Л., Блуднов, Ю.М., Прахтиенко, В.А., Серова, Л.Н. Методы психодиагностики в спорте. – М., 1985.

2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина. – Л., ЛГУ, 1977. – 175 с. (88 М 545)

3. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с. (88.5 А 437)

4. Социальная психология: Учеб. Пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с. (88.5 С 692)

5. Социальная психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с. (88 С 692)

6. Еникеев, М.И. Социальная психология: Учебник. – М.: ПРИОР, 2000. – 160 с. (88.5 Е 63)

Задание для самостоятельной работы студентов:

Провести социометрическое исследование группы (7-15 человек). Отчетная работа должна содержать:

Ø описание группы

Ø предлагаемые вопросы

Ø социометрическую матрицу

Ø социограмму-мишень

Ø индекс групповой сплоченности (вычисленный по формуле)

Семинар 2. ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Характеристика типов общения.

2. Виды манипуляций и типы манипуляторов.

3. Невербальные средства общения.

4. Каузальная атрибуция и формирование первого впечатления о человеке. Типы атрибуций. Фундаментальная ошибка атрибуции.

5. Рекомендации по повышению эффективности общения.

Основная:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 84 - 136. (88.5 А 655)

2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С.93 – 134. (88.5 Ш 37)

3. Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – С. 350 – 351; 367 – 376. (88.4 С 17)

4. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор. – Мн.: ООО «Попурри», 1996. – С. 23-26, 33-43. (88.5 Ш 799)

5. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: «Питер», 2000. – С. 265-321. (88.5 Р 41)

Дополнительная:

1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: КСП, 1996. – 160 с. (88.5 Д 761)

2. Крижинская, Ю.С., Третьяков, В.Г. Грамматика общения. – М.: Смысл: Академический проект, 1999. – 279 с. (88.5 К 822 ч/з)

3. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. (88.4я73; 87.715.4; 88.5 П 863)

4. Рогов, Е.И. Психология общения: Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336 с. (88.5 Р 598)

5. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1996. – 296 с. (88.5 С 764)

6. Психологические исследования общения / Отв. ред. Ломов Б.Ф., Беляева А.В.. – М.: Наука, 1985. – 344 с. (88 П 863)

7. Технология делового общения / Авт.–сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Экономпресс, 1999. – 128 с. (88.5 Т 384)

8. Борисов, А. Роскошь человеческого общения. – М.: RISK, 1998. – 184 с. (88.5 Б 825)

9. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 352 с. (88.5 93)

10. Основы конструктивного общения: Хрестоматия / Сост. Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск, М.: Совершенство, 1997. – 198 с. (88.5 О-753)

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Приведите примеры из художественной литературы по каждому виду манипулятивного воздействия.

2. Выделите типичные механизмы, формы и ошибки социальной перцепции, характерные учителю (по своей специальности).

1. Поведение и установки (гендерные, расовые). Феномен «нога в дверях».

2. Интимные межличностные отношения.

· дружба и любовь;

· вражда и одиночество.

3. Авторитет руководителя. Имидж и его основные функции.

4. Социальные дилеммы и их решение.

5. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: