Деятельность и психические процессы

Виды человеческой деятельности

Основные виды человеческой деятельности соответствуют общим потребностям, точнее, видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый в процессе своего индивидуального развития. Общение, игры, учение и труд следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей [10].

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. За ним следуют игра, учение, труд.

Эти виды деятельности носят развивающий характер.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным; при опосредованном общении прямых контактов между людьми нет.

Игра – эта такой вид деятельности, результатом которого является приобретение каких-либо практических навыков. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с заданными правилами.

Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, особенно среди взрослых.

Под влиянием интеграции общественных структур, роста экономики, развития кооперации, разделения труда деятельность социализируется.

В процессе развития деятельности происходит её внутреннее преобразование:

– её объектом и средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы культуры;

– деятельность ускоряет и совершенствует результаты, чему способствует запись результатов и новые технологии;

– в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций. Они превращаются в умения и навыки;

– в результате развития деятельности могут выделяться, обособляться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление – важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Так, в процессе практической деятельности формируются образы (предметы восприятия, глубина, направления, скорости, формы).

Воображение – фактура воображения есть отражение опыта практической деятельности.

Память – запоминание и воспроизведение; известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление – в ряде своих форм идентично практической деятельности.

В развитых формах мышления (образном и логическом) деятельностный момент выступает в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Речь также представляет собой особого рода деятельность. Экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические, процессы (высшие психические функции) по происхождению и структуре являются деятельностью.

Высшая деятельность в результате специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращение в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, психическую.

При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат. Речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна.

Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством. Умения включают в себя автоматически выполняющиеся элементы деятельности.

Навыки – автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы.

В создании навыков важное значение имеет перенос одних навыков, сформированных в результате выполнения одних действий, на другие.

Особенности формирования умений заключаются в следующем.

Уменияобразуются в результате координации навыков, их объединения в систему с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.

Главное в управлении умениями – обеспечить безошибочность каждого действия.

Одно из основных свойств умений заключается в том, что человек может изменить структуру умений, навыков, операций и действий, входящих в состав умений, сохраняя при этом неизменным результат. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

Различают следующие типы навыков: двигательные, познавательные, теоретические (навык строить гипотезы, анализировать).

Формирование всех типов умений и навыков происходит путём выполнения упражнений [13].

Привычки – непродуктивный элемент деятельности являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте особенности человеческой деятельности.

2. Как взаимосвязаны психические процессы и деятельность?

3. Назовите типы навыков.

4. Что такое умения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: