Сенсомоторные процессы – это процессы, посредством которых осуществляется связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:
- сенсорный момент реакции – процесс восприятия;
- центральный момент реакции, связанный с переработкой воспринятого, узнаванием, оценкой и выбором;
- моторный момент реакции – процесс, определяющий начало и ход движений;
- сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии движений человека.
Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Можно сказать, что в деятельности человека неразрывно связаны её внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона – движения определяются и регулируются внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной, волевой. Внутренняя, психическая, деятельность направляется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемыми. Важную роль при этом выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации [10].
|
|
Интериоризация – это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее во времени и в пространстве. Средством перехода является речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.
Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее.
Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определённые этапы: постановку цели (ясное осознание конкретной задачи); планирование работы (включает в себя определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; проверку результатов деятельности, исправление ошибок; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и оценку.