Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение.
Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Язык является продуктом исторического общества, становления его культуры. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова.
В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет в системе деятельности человека.
Выделяются следующие основные функции языка:
- средство существования, передачи и усвоения собственно исторического опыта;
- средство общения (коммуникация);
- орудие интеллектуальной деятельности (восприятие, мышление, память, воображение).
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений.
Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое или косвенное.
|
|
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия.
Все три функции языка важны в жизнедеятельности человека, но основной является функция коммуникации. В зависимости от того, на что в психике людей мы воздействуем, что в ней намерены изменить, будет меняться и психологическое содержание общения [10].
В зависимости от того, что является объектом деятельности общения – один человек или много людей – выделяют межличностное общение и социальное. Выделяют также цирковое общение, которое характерно для небольшого коллектива, объединённого общей деятельностью.
Деятельность второй сигнальной системы определяет физиологическую основу личности, раздражителем при этом будут не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трёх формах: слышимое, видимое и произносимое.
Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение их взаимодействия ведёт к тому, что речь превращается в бессознательный поток слов, когда слово не подкрепляется образами.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную и письменную. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внутренней речи. Эти процессы являются необходимыми при овладении различными видами деятельности. Навык экстериоризации требует специальной тренировки. Большое значение в формировании навыка имеют устные ответы, активное участие в дискуссиях.
|
|
Важную роль в пополнении словарного запаса играют активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии), в ходе которых оттачивается мастерство ведения доказательств.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в структуру деятельности?
2. В чём заключается выполнение предметного действия?
3. В чём сущность сенсомоторных процессов?
4. Каковы функции речевой деятельности?