Особенности межличностного взаимодействия
Одним из основных свойств человеческой личности является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Надёжность и эффективность работы социальных систем существенно зависят от согласованности совместной деятельности. Группы по характеру контактов подразделяются на реальные и условные, по количественному признаку – на большие и малые. Кроме того, различают формальные и неформальные группы.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:
- обмен информацией между субъектами деятельности;
- выработку совместной стратегии деятельности;
- восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.
В связи со сложившимися формами общения и содержанием совместной деятельности формируется определённая структура отношений между сотрудниками в производственных группах.
|
|
Виды взаимодействия сотрудников (рис. 3) наблюдаются на двух уровнях: официально-деловом и неофициальном (межличностном).
Взаимодействие сотрудников в группе
По характеру По форме
Деловые Межличностные Психомоторные Интеллек-
туальные
Перцептивные Коммуникативные
Рис. 3. Виды взаимодействия сотрудников в группе
Указанные виды взаимодействия могут чётко доминировать в решении конкретных задач либо проявляться в комплексе при решении сложных задач.
При взаимодействии с «трудными» людьми необходимо придерживаться некоторых принципов. Один из первых шагов должен состоять в том, чтобы взять под контроль свои эмоции или дать выход эмоциям другого человека. Старайтесь не принимать на свой счёт слова и поведение другого человека. Осознайте, что он «труден» в общении, и определите, к какому типу людей он относится. Не попадайте под влияние этого человека, его точки зрения, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.