Психологические основы управленческой деятельности

Тема 15. Психология управления

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти путь развития. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для неё органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов (до 6–7 лет). В этот период происходит становление работы всех анализаторов, отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения (особенно руками). Важным моментом в формировании способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт к эволюции его способностей. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в меньшей степени приводит к развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, а если чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирование мотивации означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

Формирование способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление приобретаемых навыков, тем быстрее будет идти их развитие.

Система привычных действий и поступков – фундамент характера. Самый удачный портрет не даёт столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

Таким образом, характер человека имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он существует, от активного сотрудничества с другими людьми.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация способностей.

2. Назовите условия для развития социальных способностей у человека.

3. Что такое талант, задатки, одарённость?

Психология управления – одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных структурах. Социальное управление можно определить как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на её объект с корректирующим учётом изменений, происходящих в последнем. Объектом психологической теории управления являются формы взаимодействия людей в группах и коллективах.

В социальном управлении главными компонентами управляющей и управляемой систем выступают люди как представители различных организаций.

В.Г. Афанасьев определяет управленческие отношения как «сложные отношения людей, различных социальных коллективов, возникающие на основе общих принципов управления».

Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Я.Н. Уманский. Они выделили четыре аспекта психологии управления производством.

1. Социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов.

2. Психологическая деятельность руководителя.

3. Психология личности руководителя.

4. Психологические вопросы подбора руководящих кадров.

Проблемы психологии управления нельзя ограничивать анализом системы «человек – человек». Необходимо учитывать психологические аспекты управленческих отношений, возникающие при управлении системами «человек – машина».

В содержание предмета психологии управления необходимо также включить психологические особенности личности руководителя и его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: