Разграничение полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ

Значение договоров между федеральными госорганами и госорганами субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ

Компетенция РФ и субъектов РФ по принятию законов:

Ст. 76 К-ции РФ - порядок и пределы действия компетенции Ф. и ее субъектов по принятию законов →

Виды сфер компетенции по принятию законов, исходя из предметов ведения РФ, ее субъектов и совместного ведения:

1. исключит. компетенция РФ, по кот. только ей предоставлено право принимать ФКЗ и ФЗ, кот. имеют прям. действие на всей тер. страны и м.б. приняты только по предметам ведения РФ; а законы субъектов не м. им противоречить (ст. 71, ч. 1 и 5 ст. 76 К-ции);

2. компетенция совмест.ведения РФ и ее субъектов, по кот. издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов (ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 К-ции);

3. исключит. компетенция субъектов РФ, по кот. только им предоставлено право принимать законы, кот. действуют и в случае противоречия между ними и ФЗ (ст. 73, ч. 4 и 6 ст. 76 К-ции).

Сейчас подавляющее большинство законов субъектов Ф. принимается по предметам их совместного ведения с Ф. →

(2) – NB, т.к. именно в этой сфере возникает наибольшее число конфликтов между РФ и ее субъектами →

важ. проблема -? о воз-ти субъекта осуществлять собственное опережающее правовое регулирование до принятия соответствующего ФЗ: в К-ции РФ – нет прям. запрета на принятие субъектами законов по предметам совмест. ведения до принятия соответ. ФЗ; поэтому часто принятие субъектами в опережающем порядке законов по предметам совместного ведения является вынужденной мерой, тк эти предметы затрагивают наиболее важные сферы жизни общества, и при отставании федер. законодателя приходится решать возникающие проблемы на регион. уровне.

КС в 1996 г. пришел к выводу, что по смыслу К-ции РФ субъекты Ф. вправе осуществлять опережающее прав. регулирование (отсутствие соответ. ФЗ по предметам совмест. ведения само по себе не препятствует областной Думе принять собственный НПА, что вытекает из природы совместной компетенции) →

ФЗ «Об общ. п-пах организации закон. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ» прямо предоставил субъектам право на собственное опережающее правовое регулирование по предметам совмест. ведения до принятия ФЗ; после принятия НПА субъектов подлежат приведению в соответствие с ФЗ в теч. 3 месяцев, что следует из ч. 5 ст. 76 К-ции РФ.

Ст. 79 К-ции РФ устанавливает, что РФ м. участвовать в межгос. объединениях и передавать им ч. своих полномочий в соответ. с междун. договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод личности и не противоречит ОКС РФ.

Находящиеся в составе РФ субъекты, включая республики, не м. заключать с ней межгос. договоры на тех же основаниях, что и с зарубеж. гос-вами. Но сущ-т многосторон. и двусторон. соглашения между РФ и ее субъектами о распределении полномочий между ними – примеры:

- Федеративный договор от 31 марта 1992 г. - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федер. органами гос.вл. РФ и органами гос. вл. суверенных республик в составе РФ (сегодня ФД в части, не противоречащей К-ции РФ, наряду с ней лежит в основе отношений России с республиками и др. субъектами Ф., подписавшими этот Договор);

- договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между ФОГВ и органами гос.вл. ее субъектов (такие договоры м.б. заключены РФ со всеми ее субъектами и сейчас подписаны со многими из них). Цель данных договоров - не в том, чтобы установить конституц.-прав. статус этих субъектов, уже определенный федеральной К-цией, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации гос. полномочий как Ф-ей, так и ее субъектами; позволяют повысить уровень взаимопонимания РФ, стабилизировать в них полит. обстановку.

Общие п-пы разграничения полномочий между ФОГВ и органами гос.вл. субъекта установлены ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законод. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ»:

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл.субъекта Ф. по предметам ведения субъектов, определяются к-цией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта;

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл. субъекта по предметам совместного ведения, определяются К-цией РФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями о передаче друг другу части полномочий федер. и регион. органов исп.вл.;

- полномочия, осуществляемые органами гос.вл. субъекта по предметам ведения РФ, опред-ся ФЗ, издаваемыми в соответствиис ними НПА актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

ФЗ, договоры о разграничении полномочии и соглашения, определяющие полномочия органов гос.вл. субъекта:

- д. устанавливать: права, обяз-ти и ответственность госорганов субъекта; порядок и источники финансирования осуществления соответ. полномочий;

- не м. одновременно возлагать аналогич. полномочия на федер. госорганы и органы МСУ и т.д. (чтобы полномочия не дублировались между различ. уровнями публич. власти, а б. закреплены за 1 уровнем, кот. нес бы за них ответ-ть).

ФЗ «Об общ. п-пах…» не только определяет порядок закреплены финан. обеспечения осущ-ия полномочий органов гос.вл. субъекта, но и фактически разграничивает полномочия по предметам ведения РФ и ее субъектов: ФЗ предусматривает 2 основ. типа полномочий органов гос. вл. субъектов по предметам совместного ведения:

- 1 типполномочия, осущ-е кот. финансируется из бюджета субъекта РФ;

в ст. 26.3 данного ФЗ - перечень данных полномочий, кот-ые субъекты обязаны исполнять (более 50 полномочий регион.органов, и постоянно расширяется);

но в ФЗ «Об общ.п-пах…» также заложены гарантии обеспечения интересов субъектов: по названным? м. приниматься ФЗ, однако не допускается включение в эти законы положений, кот-ми определяются объем и порядок осущ-я расходов из регион. бюджета субъекта, необходимых для исполнения этих полномочий органами вл. субъекта (за некоторыми прямо указанными исключениями).

- 2 тип - полномочия, осуществляемые органами вл. субъектов, но финансируемые за счет субвенций из федер. бюджета; порядок и объем осуществления таких полномочий детально регулируются ФЗ-ми (опред-ся права и об-ти федер. и регион. органов вл. при осущ-нии этих полномочий; гос. минимальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций; порядок представления отчетности об осуществлении полномочий; порядок осущ-ния федер. контроля за исполнением регион. органами полномочий; условия и порядок временного изъятия полномочий у регион.органов и др.).

Кроме того, ряд полномочий м.б. возложен на органы вл. субъектов без финансирования из средств федер. бюджета - в случаях, когда данные полномочия не предусматривают создания новых гос.органов, гос.учреждений и гос.унитарных предприятий субъекта, а также осущ-ния доп. бюджет. инвестиций из регион. бюджета, платежей гражданам и юр. лицам, увеличения численности гос. граждан. служащих и работников госучреждений субъекта Ф.

4. Договоры о разграничении полномочий:

Разграничение предметов ведения и полномочий между федер. и регион. органами осущ-ся также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 11 К-ции РФ – такие дог-ры признаны наряду с К-цией и Федератив.дог-ром в кач. прав. формы согласования интересов при разделении властей по вертикали в федератив.гос-ве.

Длит. время путем заключения таких договоров достигался опред. компромисс в? разграничения полномочий между РФ и отдельными ее субъектами. С сер. 1990-х гг. договоры начали заключаться в основном с республиками, предоставляя последним значит. объем полномочий по сравнению с др. субъектами РФ (всего б. заключено 42 договора). Но в ходе проведения федератив. реформы 2000-х гг., направленной на централизацию вл. и усиление федер.контроля за регион.вл., б. проведена актив. кампания по расторжению таких договоров; в итоге – действие большинства из них прекращено, оставшиеся практически не действуют.

В наст. время порядок заключения договоров о разграничении полномочий определен в ФЗ «Об общ. п-пах…»:

1) договоры о разграничении полномочий заключ-ся только в случае, если это обусловлено экономич., географ. и иными ос-тями субъекта, и в той мере, в кот. указанными ос-тями определено иное, чем это установлено ФЗ.

В договоре о разграничении полномочий:

- устанавливается перечень полномочий федер. госорганов и госорганов субъекта, разграничение кот. производится иначе, чем это установлено ФЗ и законами субъекта Ф.,

- определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, права и обяз-ти сторон, срок действия договора и порядок его продления, а также основания и порядок его досроч. расторжения;

по договоренности сторон договор о разграничении полномочий м.б. составлен и подписан на рус. яз. и гос.языке республики в составе Ф.

Порядок подготовки и согласования проекта договора федер.госорганами определяется Президентом РФ в соотв. с указ.ФЗ. Порядок подготовки проекта договора исп. органами гос.вл. субъекта Ф. до его внесения в федер. госорганы определяется высшим должностным лицом субъекта Ф. (руководителем выс. исп.органа гос.вл. субъекта) в соответствии с ФЗ →

согласованный проект договора предварительно д.б. одобрен или отклонен зак. орган субъекта высшим должн.лицом субъекта в постановлении, принимаемом большинством голосов от установленного числа депутатов. Выс. должн. лицо субъекта сообщает о результатах рассмотрения проекта договора Президенту РФ;

орган гос.вл. субъекта, не явл-ся стороной договора, вправе получить по своему запросу проект данного договора до его одобрения и внести в него свои предложения и замечания. В случае внесения изменений и (или) дополнений в одобренный зак. органом субъекта проект договора или отклонения его отдельных положений - проект договора о подлежит повтор. согласованию и одобрению →

договор подписывается Президентом РФ и выс. должн. лицом субъекта Ф. Президент в теч. 10 дней после подписания договора вносит в ГД проект ФЗ об утверждении договора, кот. вступает в силу со дня вступления в силу ФЗ об утверждении договора о разграничении полномочий, если ФЗ не установлено иное.

Договор о разграничении полномочий имеет силу ФЗ, его действие м.б. приостановлено только путем внесения в него изменений и (или) дополнений.

Срок действия договора не м. превышать 10 лет.

Досроч. прекращение действия (расторжение) договора возможно по взаимному согласию сторон на основании решения суда. Расторжение договора по инициативе 1 из сторон возможно в случае установленного вступившим в силу решением федер. суда нарушения др. стороной положений договора. Решение федер. суда является основанием для принятия Президентом РФ или выс. должн. лицом субъекта Ф. решения о расторжении договора.

Решение о расторжении договора по инициативе 1 из сторон м. приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответ. суд.решения и подлежит офиц. опубликованию. В этом случае ФЗ об утверждении договора признается утратившим силу со дня офиц. опубликования соответ. решения о расторжении договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: