Тема 12. Историко-географическая характеристика путей сообщения

План:

1. Направления и виды путей сообщения.

2. Товары караванных путей сообщения.

3. Товары водных путей сообщения.

4 Развитие путей сообщения.

Особенностью Казахстана - это обширность его пространства. Пути сообщения являются тем средством, которое связывают воедино хозяйство и жизнь края и обеспечивали нормальное функционирование всей системы общественных отношений.

Военные дороги относились к комплексным путям сообщения, по ним не только двигались войска и военный транспорт, но и они выполняли функцию торгово-почтовых путей сообщения. Караванные дороги существовали издавна. Всю территорию Казахстана пересекали караванные дороги, идущие, главным образом, из Средней Азии и Китая к городам края, которые являлись центрами торговли. Почтовые дороги появились на территории Казахстана в первой половине XVIII века. Почтовые дороги не совпадали с караванными трактами. Потому, что около почтовых станций не дозволяли вытравлять корм. Поэтому караваны несколько уклонялись от почтовых дорог. Первоначально содержание почтовых дорог находилось в ведении казачьих войск, в дальнейшем они передаются в частные руки, а пикеты переоборудовались в почтовые станции. Торговля скотом и продуктами скотоводства составляла основу экономической жизни всего Казахстана. Отсутствие положения об отмежевании скотопригонных трактов в начале XX века, когда значительная часть степи была заселена и перепахана, отрицательно сказывалось на развитие торговли и скотопромышленности и тем самым ухудшало положение казахского населения. Все это являлось следствием колониальной политики царизма в Казахстане. Развитие промышленности и промыслов было невозможно без дальнейшего благоустройства путей сообщения - «промышленных троп», которые связывали бы воедино добычу и переработку полезных ископаемых. Промыслы Казахстана сообщались между собой. Дороги, по которым производились эти сообщения, большей частью были проложены правительством или частными лицами по удобству мест. Все они были экипажные. С течением времени дороги подвергались улучшениям, особенно в постройках мостов через реки и болота. Водные пути были самыми древними путями сообщения для населения региона. Использование речного пути по реке Иртыш имело огромное значение в хозяйстве освоения всей Западной Сибири. В начале XX века имелось значительное пароходное сообщение между Омском и Семипалатинском; это были две главных пристани - склады товаров. Омск служил пристанью для ввозимых и вывозимых в Степной край грузов. Семипалатинск являлся пристанью - для всей юго-восточной части Степного края, Семиречья и западной Монголии. Железнодорожный транспорт усилил колонизационную эксплуатацию края, но вместе с тем дал толчок развитию промышленности региона. Выросла численность населения населенных пунктов, прежде всего, расположенных вдоль железнодорожных линий. Таким образом, пути сообщения: военные, караванные, почтовые, скотопрогонные, промышленные, водные и железные дороги имели различный характер на территории Казахстана в XIX- начале XX века в зависимости от времени образования, назначения и географии местности, по которой они проходили. Развитие путей сообщения, несомненно, сыграло позитивную роль в развитии экономики Казахстана.

Контрольные вопросы:

1 Где и какие располагались на территории Казахстана пути сообщения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: