И тенденции в оформлении периодических изданий

Эстетика печатной полосы

Практика дизайна

Шрифтография

Техника периодического издания

Теория дизайна

ТУЛУПОВ В.В.

Дизайн периодических изданий

Техника и технология СМИ.

В.В. ТУЛУПОВ

Курс лекций

ВОРОНЕЖ

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. – Воронеж: Кварта. 2005. – с.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, рекламы и СО, изучающих дисциплины «Техника и технология средств массовой информации» и «Техника и технология средств массовой коммуникации». В нем рассматриваются теоретические и практические проблемы производства и оформления периодических изданий: основные базовые понятия дизайна, стили и приемы оформления газет и журналов.

@ Тулупов В.В., 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Категориальный аппарат газетно-журнального дизайна…………

1.1.Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий………………………………………………………………………..

1.2.Оформление как часть процесса формообразования периодического издания ……………………………………………………………………….

1.3.Восприятие формы периодического издания……………………………

2.1.Основы полиграфии…………....…………………………………………………..

2.2. Типографская система мер и размерные характеристики изданий…………

3.1. Шрифт как основа печатного дизайна…………………………………………

3.2. Шрифтовое оформление текста и элементов заголовочного комплекса………………………….…………………………………………

4.1 Оформление постоянных элементов газеты и журнала..………………….

4.2.Оформление иллюстраций..……………………………………………………

4.3.Формы подачи публикаций и выпуск издания……………………………

5.1.Композиционно-графическое моделирование………..….………………….

5.2.Современное состояние дизайна газет и журналов…………………………

Библиография……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………

Введение.

Категориальный аппарат газетно-журнального дизайна

Раздел «Дизайн периодических изданий» курса «Техника и технология средств массовой информации» предполагает изучение процесса производства и оформления газет и журналов.

Цель обучения: дать студентам теоретические знания в области дизайна – этой специфической проектной деятельности и практические навыки макетирования различного вида периодических изданий.

В круг задач данного лекционного курса входят:

рассмотрение процесса формообразования газеты/журнала на всех этапах – от редакционного (допечатного) до типографского;

изучение системы мер, принятой в газетно-журнальном производстве, размерных характеристик изданий;

знакомство с постоянными элементами газеты и журнала, современными методами и приемами их оформления и др.

Основные понятия и термины газетно-журнального дизайна. Профессиональная лексика дизайнеров складывалась на протяжении всей истории журналистики. Первые газеты набирались вручную под диктовку авторов или редактора, тексты ставились один за другим, и достаточно примитивный процесс оформления осуществлялся одним человеком, которого впоследствии стали называть метранпажем (верстальщиком). Соответственно типографские рабочие и выступали в роли словотворцев при обозначении операций монтажа печатной формы, материально-технических средств печати. С этим связан разговорный характер части оформительского лексикона, его бытовая сниженность («чердак», «подвал», «окно», «стояк» и т.п.). Поскольку выпуск издания – это прежде всего производство, то понадобились сугубо технические, а с развитием теории дизайна – научные термины и понятия. Глоссарий художественно-технического оформления периодических изданий содержит и категории, традиционно относящиеся к сфере эстетики, искусства («пропорция», «ритм», «равновесие», «архитектура», «режиссура издания» и др.). Наличие иностранных заимствований также объясняется исторически: печатное дело пришло в Россию с Запада, и первые словолитни, типографии принадлежали иностранцам – немцам, итальянцам и др.

Понятие «оформление» находится в одном синонимическом ряду с понятиями «формообразование», «дизайн». Первое из них указывает прежде всего на процесс, второе – на результат. Оформление и является одним из этапов формообразования. Понятие дизайна – более современное, употребляется чаще еще и потому, что в нем отражен приоритет функционального начала (хотя эстетика газетного/журнального номера как «факта быта» также важна).

Классическое определение оформления газеты (подходящее для любого периодического издания), находим в известном учебнике В.В. Попова и С.М. Гуревича «Под техническим, точнее – художественно-техническим оформлением газеты мы понимаем систему размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов» (1). С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайно его считают тонким инструментом комментария.

Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн предполагает качественный, эффективный результат, полученный в процессе оформления, формообразования печатных полос и всего номера конкретного периодического издания.

Дизайн – разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая – проектная – составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей. К тому же, если оформление может быть и непродуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн – никогда, поскольку для него «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные (выделено мной – В.Т.)варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений» (2). Все, что не оптимально выявляет содержание, не способствует эффективности смыслового восприятия визуальной информации, не есть дизайн. Главное в дизайне – порядок, система, но ведь все, что логично, как правило, – красиво, а все, что красиво, – логично. В разумности дизайна и проявляется его особенная красота. Таким образом, подлинный дизайнер призван объединить эстетичность и функциональность. Девиз профессионального оформителя: к эстетике – через рациональность, простоту и четкость дизайнерских решений.

Таким образом, оформление, формообразование на основе метода моделирования, предполагающего упорядоченность, стабильность продуманных композиционно-графических построений, и есть современный дизайн.

Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности.

Нет сколько-то неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Читатели выписывают, покупают периодику из-за новостей и комментариев. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидное, качественное издание выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете. Подача материалов, приемы здесь более спокойные: ведь не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения (вообще считается, что хороша именно такая форма, которая как бы и не замечается). Но форма обладает относительной самостоятельностью, она иногда может быть даже более активной, подвижной. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете или журнале воплощению, раскрытию разного содержания (см. ниже о композиционно-графической модели). Форма способна еще до ознакомления читателя с публикациями произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.

«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели.

Композиционная деятельность присутствует в любом виде творчества. Композиция – качество не только художественной формы, это всеобщий элемент формы, качество самой природы, и потому человеку приятна композиционная уравновешенность любых построений: композиция – «продукт объективно существующей заинтересованности человека в упорядочении явлений действительности» (3). Поиск средств выражения формы газеты также опирается на композиционную деятельность, внутренне присущую оформителю.

Построения на газетной полосе имеют сходство с построениями реального мира. Выдающийся архитектор Ле Корбюзье относил оформление печатных изданий к области архитектурного творчества, а болгарский ученый и журналист Димитр Георгиев ввел даже термин «архитектура газеты». Действительно, в работе оформителя много сходного с творчеством архитектора: он тоже конструирует – только не здания, а газетные полосы, на которых традиционно выделяются «чердаки», «подвалы», «окна», «форточки»... Подобно архитектору оформитель должен обладать мастерством мысленной композиции. По словам К. Маркса, самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

Композиция это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.

Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа. Следует различать материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию. Тематическая структура газеты, а значит, ее композиция как элемент внутренней формы, влияет на графику как внешнюю форму газеты. Связь «содержание – композиция» более несвободна, чем связь «содержание – графика». Например, «лицо» газет с традициями зачастую определяет постоянный, долгие годы не меняющийся подбор графических средств. Дизайнер, предлагающий читателю визуальную информацию, одновременно и ее получатель; он – первый читатель, многократно проверяющий, уточняющий на себе задуманное и исполненное. Вот почему оформительская политика должна быть ясно осознаваться прежде всего самим дизайнером – только в таком случае оформление и будет политикой. Постоянное же следование ей непременно родит понимание (возможно, подспудное) «линии газеты» и у читателей. Аккуратное, изящное, логичное оформление усиливает личностный момент процесса восприятия человеком содержания, что особенно важно для внимательного читателя, преданного своему изданию.

Нельзя улучшать дизайн в отрыве от заботы об улучшении содержания. Именно содержание газеты/журнала прежде всего определяет ее/его «лицо». Если же пренебречь этим незыблемым правилом, можно потерять доверие читателя, который, «встречая по одежке» и раз за разом обманываясь, попросту перестанет выписывать или покупать издание.

Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой.

Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на полосе, можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной. Причем вид верстки определяется сразу по всем трем критериям: например, наиболее современной считается простая (или прямая, «брусковая»), смешанная, асимметричная. Такая компоновка менее формальна и позволяет учитывать особенности публикаций, компонуемых на каждой конкретной полосе нового номера.

Все компоненты «лица» получают свою фиксацию в так называемой модели периодического издания.

Понятие «моделирование» вводят в различные сферы деятельности человека даже тогда, когда это не вызвано внутренними потребностями. Но в журналистике данный процесс действительно необходим. Повторяющиеся операции и при написании материалов, и при организации какой-либо редакционной кампании, и при выпуске каждого номера являются условием создания образцовых моделей. Они вбирают в себя лучший теоретический и практический опыт журналистики. Благодаря моделированию деятельность редакции становится целенаправленной, появляются благоприятные условия для планирования, облегчается постановка задач перед членами коллектива и контроль их выполнения, т.е. управление редакцией становится эффективным. Моделирование сокращает время на решение повседневных («технических») задач, а значит, экономит силы журналистов. И прежде всего это касается штаба редакции – секретариата. Таким образом, в журналистике моделируют творческий процесс, структуру редакции, модели применяются в редакционном маркетинге и менеджменте. Нас же интересует прежде всего композиционно-графическая модель, зафиксированная либо в описательном (своеобразные редакционные памятки), либо в физическом виде (стиль оформления, созданный на компьютере; набор шаблонов или стандарт-макетов, созданных на основе конкретных тематических планов).

Устойчивость и логичность композиции издания, стабильность использования унифицированных и выразительных графических средств – это главные требования прогрессивного оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Для обозначения системы оформления газеты/журнала, предполагающей наличие правил и принципов, закрепленных в тех или иных редакционных документах, и был предложен термин «композиционно-графическая модель» – КГМ (А.П. Киселев, 1971 г.). Еще раньше болгарский исследователь оформления газет и журналов Д. Георгиев ввел в научный оборот понятие «графической концепции» – ГК (см. его книги «Архитектура газеты», «Режиссура газеты»). КГМ включает в себя главную тематику, ее структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания (4). ГК включает полиграфические средства оформления, используемые данным периодическим изданием, – шрифты, линейки, клише и т.д., а также основные полиграфические данные – формат колонки набора и полосы; отдельные графические приемы в оформлении публикаций – характер рамок, конструкция заголовков, стиль рубрик, способ выделения частей текста, то есть «внутреннее оформление» и т.д. (5). Как видим, содержание обоих терминов сходно. Но думается, сегодня, в эпоху компьютерного набора и электронной верстки, дизайнерам необходимо разрабатывать именно модели, ведь установка дескрипторов, разработка стилей, сохранение в памяти компьютера форм-стандартов конкретных полос есть ни что иное, как разновидность физической композиционно-графической модели, которая может дополняться и описательной (изложение принципов дизайна, описание типовых приемов оформления).

Таким образом, КГМ может включать:

«формулу» издания, сжато определяющую (например, в девизе) главные задачи и общественную роль данного издания;

«типологическую концепцию» (особенности читательской аудитории газеты/журнала, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж);

«графическую концепцию», определяющую характеристики структуры газеты – размещения ее материалов и рубрик, композиции страниц, всех постоянных графических элементов, от которых зависит характер ее оформления (структура; размерные стереотипы; типовые макеты; стандартные операции дизайна).

Нередко КГМ дополняется организационной концепцией», в которой обозначается структура редакции, элементы планирования и организации ее работы, система изучения эффективности издания и т.д. Непременным компонентом такой концепции является сетевой график. Жесткое планирование предполагает наличие графика периодичности появления основных рубрик, тематических подборок и страниц. Это очень удобно и для читателей, и для журналистов: первые ожидают и легко находят интересующие их публикации, вторые – загодя знают к какому сроку, какого объема, на какую тему, какого жанра материал нужно сдать в номер.

Ключевые понятия:

«Архитектура газеты» – построение газеты, принципы ее оформления, подбор шрифтов, рубрик и т.д. Употребляется как синоним понятий «оформление газеты», «дизайн газеты», «газетная графика».

Версткатехнологический процесс составления полос издания из набранных строк, заголовков, иллюстраций и т.п. в соответствии с макетом (употребляется и как синоним композиции печатной полосы).

Графика газеты/журнала – внешнее оформление, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа, с которым изображение образует контрастное соотношение.

Дизайн – художественное проектирование тех или иных объектов (в т.ч. периодического издания, рекламного обращения), основанное одновременно на принципах функциональности и эстетичности. Понятие дизайна отличается от понятий «оформление», «стиль», характеризующих процесс создания или сам внешний вид издания, но необязательно делающих его лучше с функциональной точки зрения.

Журналистикасоциальный институт, система средств массовой информации (печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства), которая несет рассредоточенной, разнородной, относительно анонимной массовой аудитории актуальную, оперативную, общезначимую, социально-ориентирующую информацию, необходимую для оптимального функционирования и развития общества в соответствии с потребностями и интересами аудитории.

Интернет – глобальная коммуникационная сеть, предоставляющая возможность доступа к любой информации.

Информация – совокупность сведений; сообщение о чем-либо (различают информацию первичную, вторичную, индивидуальную, массовую, специальную, исходную, управленческую).

Композиция – построение, организация материалов в единое целое, обусловленное «формулой газеты/журнала», ее типом, традициями, актуальным содержанием и во многом определяющее восприятие последнего. Различают композицию издания, обозначающую содержательную, структурную связь, и графическую композицию – способ связи оформительских элементов.

Композиционно-графическая модель (КГМ) – модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты/журнала.

«Лицо газеты/журнала» – стабильная совокупность соподчиненных между собою внутренних и внешних признаков и особенностей, посредством которых выявляется идейно- тематическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.

Форма газеты/журнала – совместное произведение оформителей и типографов, в котором целесообразно выявлены содержание периодического издания и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения.

Сноски и примечания:

1. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977, с. 5.

2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994, с.23.

3. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978, с. 139.

4. Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1975, с.29.

5. См.: Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978, с. 28.

Литература:

Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.

Дизайн периодических изданий. М., 2000.

Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1975.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

1. Теория дизайна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: