Тема: Испанский костюм XVI в. течения маньеризм

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

С середины XVI в. Европейский костюм начинает испытывать сильное влияние испанской моды. Испания становится господствующей державой в Европе благодаря блестящему экономическому положению, династическим бракам с европейскими дворами, господству на море, наличию воинствующего рыцар­ства, победившего в реконкисте и изгнавшего мавров.

Испанская католическая церковь своим рвением и фанатизмом также ук­репляла устои государства. Она контролировала нравы общества, держала в узде народ и наблюдала за поведением двора.

Вследствие всего перечисленного в Испании сложились своеобразные эсте­тические и морально-этические идеалы.

В отличие от итальянского костюма, удобного, комфортного, естественно­го в своих формах и пропорциях и максимально приближенного к фигуре че­ловека, испанский костюм имел противоположные характеристики. Это была тесная, узкая, нефункциональная одежда, деформировавшая тело своими жест­кими каркасами и ватными подстежками, придававшая фигуре и позе челове­ка неестественность, чопорность.

В испанской моде мы сталкиваемся с понятием «маньеризм», т.е. вычур­ность, манерничанье. И если в искусстве Испании маньеризм почти не про­явился и отразился в основном в творчестве Эль Греко, то в костюме он сфор­мировался совершенно отчетливо. Манерность, надуманность, изощренность форм, поз, пропорций, характерные для маньеризма, создали очень специ­фический по виду и образу костюм.

Идеал красоты. Идеальной считалась худощавая, прямая, стройная фигу­ра, втиснутая в глухие каркасные одежды. Жесткие костюм и воротник выра­батывали медленную походку, горделивую осанку, некоторое высокомерие в облике.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежды были накладные: сорочка, котт; распашные: пурпуэн, или колет, ропа (ропон); драпирующиеся: плащи, мантильи. Пурпуэн - общеевропейское понятие, обозначающее мужскую одежду типа куртки. Пурпуэн первоначально был плечевой одеждой, надеваемой под доспе­хи, затем так стали называть многие мужские куртки. Пурпуэн с воротником ­cтoйкой называли колетом. В Испании пурпуэн, или колет, называли хубон.

Излюбленным материалом для сорочек, воротников и носовых платков был белый батист. В их отделке использовались кружева, которые позже запретила католическая церковь.

Появились чулки вязаные, трикотажные, машинного плетения, так как к этому времени уже были изобретены вязальные устройства.

Хубоны, штаны и платья шили из дорогих узорчатых тканей: парчи, шелка, бархата сумрачных, темных оттенков. Моден был черный цвет. Одежда из черного бархата, подчеркнутая белизной съемного воротника, манжет и чулок, была очень эффектной.

Узоры на испанских тканях были довольно своеобразными. Обычно это был мелкий геометрический орнамент, представлявший собой смесь мавританских и испанских мотивов.

Испанская мода в отличие от итальянской «не уважала» человеческое тело, но, тем не менее, в течение многих десятилетий господствовала в Европе.

Мужская одежда. Мужская одежда напоминала рыцарские доспехи, но была изготовлена из ткани, подбитой ватой, паклей, конским волосом, что превра­щало ее в «игрушечную» одежду. Это были «доспехи понарошку». Так, напри­мер, хубон одно время имел прокладки в нижней части живота, образуя так называемое гусиное брюшко - панс; такой хубон назывался пансерон. Сто­ящий в профиль мужчина с таким брюшком напоминал гуся.

Костюм состоял из белой батистовой сорочки, хубона с мысом, корот­ких шаровидных штанов, набитых паклей или опилками, надеваемых на чулки-трико; плаща, головного убора и обуви под названием «медвежья лапа». Кроме того, носили невысокие мягкие сапоги и туфли из бархата и атласа. Они хорошо сочетались с узкими штанами до колена.

В костюм входили шпага, сменившая меч; кинжал, перчатки, съемный воротник, носовой платок. Шпага лежала на объемных штанах почти гори­зонтально. Короткий плащ «идальго» полукруглой формы набрасывался на плечо и, по существу, играл больше декоративную, чем функциональную, роль. Мужчины носили также длинные плащи и ропу (ропон) - распашную широкую одежду разной длины - с откидными рукавами и меховым ворот­ником.

Вся верхняя мужская одежда имела наплечные валики или крылышки, рас­шитые золотом или серебром и подчеркивавшие прямизну линии плеч.

Женская одежда. Силуэт женского костюма - это два конуса, соединенных на талии своими вершинами. Лиф каркаса - плоский конус из лозы или тон­ких металлических пластинок, обтянутых замшей и слегка повторяющих фор­му тела. Юбка - воронкообразный конус на металлическом каркасе. Такой каркас назывался вертюгаден или вертюгард, что означает «страж добродете­ли». По каркасу шла плотная про кладка из конского волоса. Поверх нее натяги­валась без единой морщинки черная тафта, а затем ткань платья. Платье-фут­ляр уплощало и без того худощавую фигуру испанки. Плоский конус лифа почти полностью скрывал грудь, которая утягивалась, бинтовалась перед надеванием платья.

Плечи были прямые за счет валиков или крылышек, расположенных по окату. Лиф платья котт заканчивался треугольным мысом, так же как и на хубоне мужского костюма. Металлическая пластинка бюск, вставленная в кор­сет (корсо), уплощала живот, а высокий гофрированный воротник застав­лял приподнимать подбородок и делать прическу из поднятых вверх волос. Такое верхнее платье котт называлось по-испански «вестидо». Как правило, испанки носили два платья. Рукав вестидо был обычно откидным, из-под него выглядывал длинный, более узкий, буфинированный снизу доверху рукав нижнего котт, юбка вестидо была обычно нераспашная (глухая).

Вестидо украшалось золотыми шнурами, позументами, кружевами, жемчу­гом и драгоценными камнями и представляло собой образец ювелирного и швейного мастерства. Популярной верхней одеждой у испанок был плащ. Верх­ней одеждой было также распашное платье ропа.

К концу XVI в. гофрированные воротники (по-испански горгеры) стали еще более объемными и получили название «мельничные жернова». Иногда воротник стоил не меньше, чем костюм.

Обувь. Мужчины носили обувь «медвежья лапа», сапоги и туфли, женщины - туфли, которых не было видно из-под длинного вестидо.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины носили шляпы различной формы. Сначала был популярен берет. Затем появляются ток, а позже шляпа с высокой тульей и жесткими полями. Шляпы украшали перьями, шнура­ми. Прически мужчин делались из коротко остриженных волос, так как длинные волосы не позволяли носить высокие воротники. Короткая бородка остроконеч­нойформы - эспаньолка - хорошо сочеталась с короткой стрижкой и усами.

Испанки носили на голове накидки (мантильи), различные вуали, шляпы, украшенные перьями и жемчугом. Мантилья являлась красивым кружевным покрывалом.

Женские прически были из высоко поднятых волос и украшались гребнями и шпильками.

Косметикой пользовались все аристократки. Женщины белили и румянили лицо, красили губы, пользовались духами. Было модно иметь при себе наду­шенный платок и веер.

Связь костюма с архитектурой. Прослеживается некоторое стилевое един­ство в декоре и хрупкости образного решения костюма и архитектуры. В архи­тeктype Испании в это время господствовал так называемый ювелирный стиль - эклектичная смесь готики, ренессанса и мавританского искусства. Эти черты прослеживаются и в костюме испанцев: эклектичность, ювелирность, маври­тaнcкиe мотивы в узорах тканей.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите характерные черты испанской моды XVI в.

2. Каким был идеал красоты в Испании XVI в.?

3. Каковы особенности женской одежды Испании эпохи Возрождения?

4. Назовите виды и цветовую гамму текстиля в костюме испанцев.

5. Каковы особенности и элементы мужской одежды Испании эпохи Возрождения?

6. Каковы элементы женской одежды Испании эпохи Возрождения?

7. Что такое «маньеризм» В испанской моде?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: