Тема: Европейский костюм XIX века - вторая половина

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Костюм направления бидермайер (1825-1850 п.)

Бидермайер - стилевое направление в немецком и австрийском, искусстве, в котором отразились демократизм бюргерской среды, ее обывательские воз­зрения и вкусы. Формы ампира перерабатывались в духе интимности и домаш­него уюта. Для этого стилевого направления характерно тщательное изображе­ние природы, интерьера, деталей быта. Классицизм в костюме исчерпал себя в конце первой четверти XIX в. Пришедший ему на смену романтизм принес новые идеалы. Вышел в свет роман Л. Эйхродта «Бидермайер Людерлюст», об успехах героя которого читала вся Европа. Бестселлер прославлял представите­ля буржуазного обществам этим вызвал особый интерес к данному сословию. По имени героя Л. Эйхродта получило свое название и направление в европей­ской моде - бидермайер. Во Франции черты бидермайера проявились в «стиле Луи Филиппа».

В искусстве господствовало течение романтизм, к которому относятся про­изведения Д.Байрона, Т.Жерико и Э.Делакруа. Архитектура и интерьер оста­лись приверженцами ампира.

Идеал красоты. В период романтизма в костюме от стиля ампир пока еще осталась завышенная линия талии. Линия плеч расширилась вследствие боль­ших объемных рукавов, глубокое декольте стало сердцевидным. Тонкая талия за счет корсета, большого количества рюшей, воланов создали своеобразный силуэт женского платья. Оголенные плечи позволили выделить голову.

Идеал женской красоты - нежность, хрупкость, мечтательность, роман­тичность. Обнаженные плечи, шея и слегка открытая грудь придавали дамам особое очарование.

Виды и формы одежды. Текстиль. Значительно расширился ассортимент как мужского, так и женского гардероба.

У мужчин в повседневный обиход вошли фрак, сюртук, манто, каррик, получивший название по имени лорда Кэррика. Сюртук и каррик носили в сочетании с традиционными фраком и панталонами. Перечень женских одежд также расширился. Наряду с платьем появились ротон­да, спенсер, мантилья, пелерина, боа. Нововведением в женской одежде явился костюм для верховой езды.

Для XIX в. Характерно разнообразие текстиля. Это раз­личные шелка, газ, муар, атлас, бархат; различные сорта шерсти, в том числе и «дамской». Модна клетчатая ткань, как в мужском, так и в женском костюме. Мода на нее началась еще в период позднего ампира. У мужчин по-­прежнему популярны добротные шерсть и сукно.

Мужская одежда. Мужчины продолжали носить ци­линдр, фрак в талию, который, расширяясь на бедрах, имел подбитую ватой грудь и окорокообразный, пышный у плеча рукав. Периодически менялась лишь ширина рука­вов, форма лацканов и выреза. Фрак был длинным, с бар­хатным воротником. Вечерний фрак был ко­роче, с двумя жилетами: нижним белым и верхним бар­хатным темным. Модны очень длинные брюки с дугообразным вырезом по низу переда, чтобы не морщились на обуви. Панталоны обычно белые, светлые; жилет пестрый или клетчатый из шелка или бархата. Сюртук коричнево­го, серого, зеленого цветов.

Одежда английского денди была более сдержанной цветовой гаммы. Воротник рубашки поднимали вверх. Допускалась нарочитая романтическая небрежность в облике - рубашка с расстегнутым воротом и слегка развивающиеся волосы. Чер­ный галстук повязывался днем, белый - вечером. Галстуки и шейные платки завязывались разными способами: «а-ля Байрон», «примо темпо», «по-ирланд­ски», «по-восточному». Романтики носили темные одежды. В качестве домашней одежды служили халаты и фески, в чем проявился интерес к Востоку.

Верхней одеждой были сюртук, а также бурнус, манто - ши­рокая накидка с несколькими пелеринами и каррик – зимнее пальто с большим воротником, закрывавшим плечи. Часто этот воротник был меховым.

Дополнением к костюму были перчатки, трость, зонтик, хлыст.

Женская одежда. Она была воплощением женственности и романтизма. Как уже было сказано выше, талия в женском платье некоторое время оставалась завышенной. Сначала юбка, очень широкая внизу, вверху не была объемной. Затем она стала значительно шире. Характерной чер­той силуэта женского платья направления бидермайер, отличающей его от платьев всех эпох, является значительно расширенная, гротескная линия плеч вследствие очень пышных рукавов «фонарик» И сердцевидное, глубокое и од­новременно широкое декольте, открывающее одновременно и грудь, и спину, и плечи, и шею. Пышная юбка была без каркаса, но корсет был жестким и узким. Он приподнимал женскую грудь, придавая ей красивую форму.

Постепенно талия в женском платье стала возвращаться на место, а объем рукавов несколько уменьшается. Дамские сумочки напоминали кармашки или «сумочку помпадур».

В качестве верхней одежды носили пальто, повторяющее силуэт платья (из­ за широких юбок), а также пелерины, накидки, ротонды, бурну­сы (накидки с капюшоном). Модны «амазонки» - костюмы ДЛЯ верховой езды.

Обувь. Мужчины носили обувь на низком каблуке и сапоги, как и в эпоху ампира. Женщины продолжали носить туфельки и другую обувь на плоской подошве.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины по-прежнему носили цилиндры, а также боливары (ши­рокополые шляпы), мягкие фетровые шляпы («а-ля Гари­бальди»). Прически мужчин: «а-ля мужик», а также при­ческа с коком (кок по-французски «петух») надо лбом и бакенбарды «фавориты». Романтики носили длинные завитые ВОЛОСЫ.

Из женских головных уборов распространены были шляпки разных форм: кибитка, шутэ, капор, дополняю­щие женский костюм. Несколь­ко эклектичные женские прически имели постижерные до­полнения - шиньоны, букли, петли и обильно украшались драгоценностями, цветами, гребнями и страусиными перьями. Например, прически с петлями в виде банта и буклями, с петлями и взбитыми локонами у висков, с перьями и нитями жемчуга, с брошами и цветами, с гребнями. Для женских причесок моды би­дермайер характерны косой или зигзагообразный пробор и некоторая асим­метричность. В позднем бидермайере появилась при­ческа с локонами «англез» с прямым пробором.

Дамы носили много украшений в прическах. Очень модным было налобное украшение - ферроньерка, пришедшее из эпохи Возрождения. В нарядных платьях шея, плечи и грудь были открыты, поэтому особой популярностью пользовались медальоны, кулоны, броши и ожерелья. Носили также серьги, кольца и перстни.

Дамы белились и румянились, но макияж был неброский, так как цени­лись романтичные бледность и хрупкость. Духи, кремы и пудра прочно вошли в обиход дамы XIX в.

Костюм направления второе рококо (1851-1870 п.)

Идеал красоты. В костюме направления второе рококо выразились эстетические взгляды буржуазии. Женщина должна была воплощать добродетель, скромность, красоту и своими дорогими нарядами олицетворять богатство мужа и процвета­ние семьи. В мужской красоте сохранился прежний идеал - солидность, богат­ство, стабильность. Это распространенный идеал делового мужчины (буржуа).

Мужской костюм. Он выражал вкусы буржуазии. Это практичный сюртук в тон полосатым или клетчатым брюкам, а также вестон - прото­тип пиджака.

Женский костюм. Мода становится несколько эклектичной, хотя и сохра­няет романтические тенденции. Силуэт женского платья таков: это очень ши­рокая двухъярусная юбка на кринолине и маленький узкий лиф без декольте с естественной линией плеч вследствие узких рукавов. Декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях. Кринолин­ это волосяная куполообразная юбка-чехол, а под ней множество нижних юбок. Огромная юбка служила «пьедесталом», для маленького лифа и головы. Ткани - шелк, парча, сатин, таз, штоф, репс, тюль, атлас, бархат, шерсть. Постепенно силуэт юбки становится несколько профильным. Она как бы оттянута сзади и имеет вид шлейфа. Это произошло из-за из­менения формы кринолина.

В качестве верхней одежды носили накидки типа ротонды, бурнусы полукруг­логo кроя, шали. Подкладку в накидках соединяли по бокам, при этом создава­лось впечатление наличия рукавов.

В 1867 г. Ношение кринолинов прекратилось. Мода на кринолины длилась 16 лет между двумя мировыми выставками - 1851 г. В Лондоне и 1867 г. В Пари­же. Дальнейшее развитие получил профильный силуэт.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины продолжали но­сить цилиндры. Прически мужчин: «а-ля мужик», «а-ля Капуль» с бакенбарда­ми - по имени модного певца Капуля.

Женские прически состояли из локонов, уложенных сзади разными спосо­бами, часто с кружевными наколками, и в виде валика, украшен­ного цветами, у лица. Характерная особенность женских причесок состояла в том, что волосы от лица убраны назад.

Жены богатых буржуа в изобилии носили украшения. Эта тенденция осо­бенно разовьется в период позитивизма, когда женщина станет «выставкой» богатства и благополучия своего мужа.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы были женский и мужской костюмы моды бидермайера?

2. Назовите наиболее популярные виды женских причесок этого периода.

3. Назовите наиболее распространенные виды женских головных уборов.

4. Что такое «англез»?

5. Перечислите элементы женского и мужского костюмов второго рококо.

6. Что такое кринолин?

7. Назовите наиболее распространенные мужские и женские прически.

8. Каков был силуэт женского платья в начале и конце второго рококо?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: