Тема: Европейский костюм конца XIX века - начала XX вв

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Костюм направления позитивизм (1870-1880 гг.)

Идеал красоты. Мода этой эпохи - это мода большого города. В ней отражены вкусы крупной буржуазии, пышность буржуазных салонов и произведений прикладного искусства. Направление носит название «позитивизм» (positiv - поло­жительный) и проявляется в перегруженности, эклектичности декора костю­ма и интерьера. Шик - вот слово,точно определяющее чрезмерную роскошь, изобилие деталей и украшений, демонстрацию стоимости вещей, богатства одежды.

Виды и формы одежды. Текстиль. Женский костюм имел профильный силу­эт и множество драпировок. Использовались разнофактурные ткани, разнооб­разные отделки: кружева, газ, шелка, рюши, банты, канты, мех, перья мара­бу и др.

Мужская одежда. Она менялась мало. В основном изменения касались дета­лей, лацканов, длины, ширины Пиджака, пальто и Т.П.

Женская одежда. В женской одежде четко прослеживался профильный силуэт, лиф, плотно облегающий живот и бедра. Вошел в моду трен - полотнище. Задрапированное сзади на турнюре.

Турнюр - это подушечка, прикрепленная ниже талии к пояснице. К пря­мой юбке платья прикреплялась вторая - задрапированная спереди или на боках, отделанная оборками, кантом, бантами и рюшами из газа, кружевами и др. Юбки были из разнофактурых тканей и разного цвета. Платья 70-х годов были темных тонов, а 80-х - пастельных тонов: оттенки голу­бого, зеленого, розового цветов. Ансамбль довершали дета­ли: перья марабу, бархотка на шее, драгоценности на руках, шее, в прическе; обилие кружев, мех, веер.

В период позднего позитивизма силуэт изменился. Платье уменьшилось в объеме. Лиф остался на корсете, но стал доходить до сере­ дины бедер. Он тесно облегал грудь, живот и бедра, пока­зывая фигуру женщины. Юбка узкая, расширенная книзу, с драпированным шлейфом. Эта форма женского костюма стала переходной: в ней появилиcь черты моды модерна, который сменит позитивизм в 90-х годах.

Прическа также имела четко выраженный профильный силуэт. Волосы, поднятые с висков вверх, сзади падали на спину каскадом длинных локонов.

Обувь. Женская обувь была высокая, на каблуке, обычно на шнуровке.

Костюм стиля модерн (1890-1913 гг.)

В 90-х годах в искусстве и костюме возник художественный стиль модерн.

Эклектичность, «всеядность» стиля выразилась в интересе к различным исто рическим стилям, их декору: к ампиру и готике, к восточным культурам, эгeй­ скому искусству.

Идеал красоты. Новый тип женской красоты сформировался под влиянием эстетических вку­сов развитого буржуазного общества. Небольшой турнюр, осиная талия, каблук, прическа из пыш­ных, поднятых вверх волос сформировали не­обычный и очень женственный образ дамы конца XIX в.

Мужская одежда. Она мало изменилась. Основ­ные тенденции ее развития: хороший крой, не­броская элегантность, сдержанная цветовая гам­ма. В гaрдеробе мужчин - пиджаки, вестоны, паль­то, сюртуки. Одежда сохранила прямой силуэт.

Женская одежда. Возник новый тип женской одежды: узкий лиф с воротником -стойкой и тре­угольной вставкой до талии, с юбкой-клеш и окорокообразными рукавами. Вечер­нее платье было обычно без длинных рукавов. К такому платью полагался очень узкий корсет. В силуэте платья и его декоре проявились «текучие», плавные линии и изгибы модерна и его ор­наментики (лилии, водоросли, «удар бича»). Талия в 53 см предполагала обяза­тельное ношение корсета, отчего фигура казалась прогнутой в виде буквы S, а верхняя часть туловища создавала впечатление «голубиной груди».

Искусственный изгиб фигуры был как бы зеркальным отражением силуэта готической фигуры - готическая кривая.

Костюм стиля модерн постепенно изменялся. Становились модными съем­ные рукава до локтя из гипюра, появившиеся в 1905г. В.этот пери­од стали модны кружевные косынки, митенки с треугольным мыском и зон­тики, сумочки разнообразных форм вновь ВОШЛИ в моду.

В период позднего модерна изменился силуэт одежды, шляпы стали больших размеров. Стиль модерн в костюме сохранялся приблизительно до 1913 г.

Обувь. Для стиля модерн характерна обувь узкая, высокая, на каблуке.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Для начала господства стиля модерн характерны шляпки с маленькими полями и разными дополнениями (украшения, перья, цветы и т.д.). По мере развития моды они меняли форму и постепенно увеличивались в размерах. К 1905 г. Шляпы стали очень большими. Прически, например бандо, делались из подня­тых вверх волос.

Украшения стиля модерн имели красивые изгибы линий, сложную форму, ярко выраженное своеобразие. Использовались также традицион­ные украшения.

Косметические и парфюмерные средства в изобилии производились в Ев­ропе. Особенно ценилась французская продукция. С ней конкурировала нью-йоркская парфюмерия.

С 1900 г. В высшем обществе были модны духи Виктора Вэссье из Парижа и туалетные наборы одноименных названий. Они продавались во всех главных парфюмерных магазинах.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы женские платья моды позитивизма?

2. Перечислите виды текстиля, применявшегося в женском и мужском костюмах этого периода.

3. Что такое турнюр и трен?

4. Перечислите виды текстиля в костюме XIX в.

5. Каким было женское платье стиля модерн?

6. Каким был мужской костюм стиля модерн?

7. Охарактеризуйте реформированное платье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: