Психотерапевтические коррекционные методы

Психотренннговые (развивающие) коррекционные методы

Если на основании результатов патопсихологического обследования у ребенка констатировано недоразвитие какой-либо функции, следует организовать специальное обучение, направленное либо на развитие этой функции, либо на формирование компенсаторных механизмов. Для этого с детьми организовывают специальные психотренинговые мероприятия, т. е. такие занятия, где в ходе игры, соревнований «ли другой интересующей ребенка деятельности развиваются память, внимание и т.д. Проводить занятия по психотренингу может школьный психолог, а также учитель, воспитатель, если они овладели соответствующей методикой.

Направлены на коррекцию нарушений в формировании личности. Дети с отклонениями в личностном развитии нуждаются в сложной работе психолога по преодолению негативных стереотипов их поведения и наработке адекватных навыков реагирования, особенно в ситуациях затруднения удовлетворения актуальных социальных потребностей. Психотерапевтические методы применяются в ходе оказания психологической помощи семье, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в психическом развитии, а также с целью улучшения семейного взаимодействия в конфликтных семьях. Очень эффективно использование психотерапевтических методов в случае необходимости оказания экстренной помощи при кризисных ситуациях у подростков. Применять психотерапевтические методы имеет право специалист высокой квалификации. Поэтому школьный психолог может проводить только психокоррекционные мероприятия, да и то если он имеет соответствующую подготовку.

В зависимости от результатов патопсихологического обследования, после консультации с психиатром (или если ребенок уже состоит на учете у данного специалиста), психолог выбирает для ребенка те или иные из перечисленных' выше мероприятий. Они могут применяться последовательно или одновременно, частично или в полном объеме, а также в различных сочетаниях. Например, при задержке пси-хического развития рекомендуется такой' путь соррекций? направление ребенка к психиатру с целью решения вопроса (месгеобучения; после этого возможен перевод ученика в кдасс_ыр_авнивания и включение в группу_ для психотре-нинговых занятий по развитию произвольного внимания., Более подробно вопросы коррекции нарушений в психическом и личностном развитии детей будут освещены в соответствующих главах.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом детской патопсихологии?

2. Основы каких смежных дисциплин необходимо знать психологу?

3. В чем необходимость изучения курса детской патопсихологии для практического психолога, работающего в системе народного образования?» „

4. Каковы сферы применения детской патопсихологии?

5. Определите понятия: «патопсихология» и «психопатология».

6. Каковы принципы построения патопсихологического обследования детей? Рекомендуемая литература

Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1956. Волков Б С. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991. Гарбузов В,И. Нервные дети. Л.; М., 1990. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под

ред. И.В.Дубровиной и др. М., 1987.

ЗейгарнЫБ.В. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: