Аналитический

Основное исследование

Пилотажное исследование и внесение корректив в программу исследования

Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.

Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.

Цели:

· установление необходимого объема выборки

· уточнение содержание и количества вопросов анкет

· уточнение необходимого времени исследования

· уточнение гипотезы

· уточнение программы и методик исследования.

Требования:

  • Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых
  • Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.

По итогам пилотажного исследование вносятся необходимые коррективы.

Требования:

1) Подготовленное помещение: изолированное, физически комфортное, оборудованное для каждого испытуемого, позволяющее каждому участнику находится в равных условиях.

2) Ограничить взаимодействие испытуемых между собой (если это не входит в задачи исследования)

3) Минимизировать взаимодействие испытуемых с исследователем и ассистентами. Отсутствие как положительных, так и отрицательных стимулов.

4) Четкая фиксация результатов

5) Продолжительность работы. Предельное время для взрослого 6 часов, но часто уже 3—4 часа приводят к немалому напряжению. Для детей в зависимости от возраста и сложности 1—2 методики. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.

4) Завершение исследования

- Оценить психологическое состояние испытуемых (за состояние несет ответственность исследователь): коррекция состояния (если не возможно осуществить необходимую психокоррекцию, дать возможность высказаться. Болезненно могут восприниматься, например, нерешённые задания в отведённый срок, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что в эксперименте это обычное явление и примерно также действуют другие испытуемые.)

- Должны быть обговорены способы и время сообщение личных результатов (лично и очно, нельзя заочно и письменно –не видно реакции)

- Благодарность за участие в исследование. Призыв к последующему сотрудничеству

1) Составление исходной сводной таблицы сырых данных (баллы по шкалам тестов, закодированные варианты ответов анкеты или интервью, наличие признака в рамках наблюдения, оценки поведения в эксперименте и т.д.). Все строки и столбцы должны быть пронумерованы. Строки – это результаты каждого испытуемого (кол-во строк = кол-во испытуемых). Столбцы – вес изучаемые параметры, характеристики и т.д. (кол-во столбцов = кол-ву индикаторов)

2) Применение методов статистики

1. Описательная статистика, как следует из названия, позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков
(среднее, дисперсия, частотный анализ, минимум, максимум и т.д.)
2. И ндуктивная статистика – проверка того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята эта выборка. Иными словами, правила этого раздела статистики позволяют выяснить, до какой степени можно путем индукции обобщить и перенести на большее число объектов ту или иную закономерность, обнаруженную при изучении ограниченной группы. Таким образом, при помощи индуктивной статистики делают какие-то выводы и обобщения, исходя из данных, полученных при изучении выборки.
3. Аналитическая: чаще всего в психологии использование корреляционного анализа, факторного анализа, позволяющими обнаружить взаимосвязи между переменными, а также сравнение групп (сравнение средних – Т-критерий Стьюдента, Т-тест парных выборок, одномерный дисперсионный анализ и т.д.)

3) Описание и интерпретация результатов.

Описание результатов исследования представляется в форме числовых значений (коэффициент корреляции, среднее и т.д), таблиц, графиков, рисунков. Далее идет текстовое раскрытие полученных данных. Затем интерпретация (объяснение)

4) Выводы и заключение.

Выводы содержат в себе обобщение всех полученных результатов. Отвечает на вопрос: «Что мы получили в результате исследования?»

Содержание заключения:

· о цели (достигнута или нет)

· гипотезе (подтверждение или опровержение);

· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);

· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);

· о согласованности с другими теоретическими представлениями.

· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.

· о том, что изучено и раскрыто в итоге, что нет – дальнейшие направления исследования


«Архивный метод» или «анализ продуктов деятельности»

Это метод, при котором психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.

В американской научной литературе принят термин «архивный метод», а отечественные психологи используют другой термин - «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.

Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Основные проблемы метода – это проблема надежности анализируемого документа в зависимости от источника и достоверность выводов (их соответствие реальности).

Требования и рекомендации:

· различать информацию событийную и оценочную;

· анализ целей автора (затрагивает ли ситуация, событие, о которых идет речь в документе, его личные интересы?);

· выявление способа получения автором информации;

· оценка ситуации (располагает ли к объективности);

· наличие концепции исследования;

· проверка статистической достоверности выводов.

Кроме того

· особое внимание следует уделить документам личного плана (дневники, письма, мемуары), как правило, основанным на самоанализе;

· использовать контент-анализ (анализ отношений, семантики сознания) и интент-анализ (анализ целей);

Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа и интент-анализа.

Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) тема,

2) целостное сообщение.

3) суждение или законченная мысль,

4) слово (термин, символ),

5) персонаж,

6) автор

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Этапы контент–анализа:

1) Выбор качественных и количественных единиц анализа. А именно: категорий, то есть тех ключевых понятий, на основании наличия которых в тексте будут сделаны выводы исследования. Определение индикаторов, то есть единиц контекста, единиц счета, которые и будут фиксироваться.

2) Составление кодировочной инструкции. На этом этапе составляется словарь индикаторов категорий, которым приписывается определенный код.

3) Пилотажное исследование и внесение корректив.

4) Кодировка всего массива исследуемых текстов.

5) Статистическая обработка массива данных.

6) Интерпретация результатов.

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа.

1) Простейший - регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т. д. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.

2) Второй тип анализа - построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

Достоинства:

1) Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т. Д

2) нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых

Недостатки:

1) не всегда надежный источник

2) в огромной мере зависит от опыта и личночти экспериментатора на этапе интерпритации

Интент–анализ, в отличие от контент–анализа, направлен не на выявление отношений, а на выявление истинных целей (интенций) автора текста.

Метод предполагает выявление и квалификацию содержащих интенции фрагментов текста. Рекомендуется на основных этапах интент–анализа (составление кодировочной инструкции и кодировка массива данных) применять экспертные группы, что снижает субъективизм исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: