Тема 8. Государственное регулирование рациональной занятости и социальной защиты населения

Литература

Литература

1. Аттапханов К. А. Фискальная система государства: роль и вопросы совершенствования. Алматы, 2006 г.

2. Государственное регулирование экономики. Под редакцией Петрова Р. П., 2005 г.

3. Мамыров Н. К., Ихданов Ж. О. Государственное регулирование в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Алматы, 2003г.

4. Мамырова М. К. Эффективность инвестиций в промышленном производстве. Алматы, 2004 г.

5. Мамыров Н. К., Саханова А. Н. и др. Государство и бизнес. Алматы, 2005 г.

Тема 7. Направления научно – технического прогресса и роль государства в его ускорении

1.Формирование инновационной политики государства

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.

Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.

Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.

Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

Но в любом случае приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.

2.Система государственных мер по ускорению НТП

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана»,

1. Аттапханов К. А. Фискальная система государства: роль и вопросы совершенствования. Алматы, 2006 г.

2. Государственное регулирование экономики. Под редакцией Петрова Р. П., 2005 г.

3. Мамыров Н. К., Ихданов Ж. О. Государственное регулирование в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Алматы, 2003г.

4. Мамырова М. К. Эффективность инвестиций в промышленном производстве. Алматы, 2004 г.

5. Мамыров Н. К., Саханова А. Н. и др. Государство и бизнес. Алматы, 2005 г.

1. Общая оценка ситуации в социальной сфере.

При переходе Республики Казахстан к рыночной экономике происходящие в ней процессы суверенизации, создания в регионах и на местах аппарата управления с широкими полномочиями, функционирования предприятий различных видов собственности требуют новых подходов к проведению социальной политики.

Но за государством закреплены контрольные функции в отношении деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности. Важнейшими рычагами государственного регулирования социальных процессов являются законы Республики Казахстан, Указы Президента республики, постановления Правительства Казахстана, ведомственные инструкции, положения, рекомендации.

Находясь в сфере государственной (учреждения культуры, здравоохранения, просвещения, подготовки кадров, социальной поддержки населения) или муниципальной (жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения), система управления предприятиями организует свою работу в соответствии с ведомственными инструкциями, положениями и другими нормативными документами, принятие которых координируется на правительственном уровне. Несомненно, влияние государства и на функционирование предприятий сферы обслуживания частного сектора.

Одним из наиболее действенных методов воздействия на социальные процессы в стране является использование финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетным финансировании, или нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства.

В расходной части республиканского бюджета предусматриваются статьи, за счет которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т. е. так называемые бюджетные отрасли. Другие отрасли социальной инфраструктуры - жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения - оказывают платные услуги и за счет этого покрывают часть своих расходов. Однако и они не могут без финансовой поддержки государства.

Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. B одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство), в других оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование).

Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность сознательно ограничивается и находится под контролем государства. Приватизация в этих отраслях, как правило, ограничена. Государство покрывает все расходы по оплате труда работников, материальному обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким образом, обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

Было бы крайне неразумным, например, введение платы за пользование библиотеками - это может отразиться на культурном уровне населения. Нежелательно отказываться от финансирования или дотирования деятельности театров, музеев и тому подобных учреждений культуры, прекращение финансовой поддержки которых сделает их для многих членов общества недоступным. Образование, культура, здравоохранение, экология должны быть предметом особой заботы государства.

В процессе радикального реформирования экономили, прежде всего, разумеется, в ходе смены форм собственности, коренным образом изменились характер социально-трудовых отношений и социальная структура общества. В результате массовой приватизации сформировались два принципиально новых субъекта этих отношений - работодатели - предприниматели и наемные работники, - для каждого из которых специфичны свои интересы и стереотипы поведения. Возникли реальные предпосылки образования рынка труда.

Резко снизился уровень жизни населения, особенно пенсионеров, многодетных семей и работников бюджетных учреждений, предприятий легкой и оборонной промышленности. Возник феномен массовой бедности, возросло имущественное расслоение, и усилилась (в основном на нетрудовой основе) дифференциация доходов, появилась и достигла значительных размеров безработица. Из-за недостаточных бюджетных ассигнований обострилась проблема материально-технического обеспечения государственных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Социальные издержки проводимых реформ оказались, таким образом, недопустимо высокими.

2. Приоритеты отечественной социальной политики.

Состояние социальной сферы при ограниченности финансовых ресурсов и изменении функций государства обусловливают необходимость четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов социальной политики в целях усиления обоснованности ранжирования мероприятий по социальной защите и поддержке населения, выделения среднесрочных и экстренных неотложных) мер. В долговременной перспективе это - приближение уровня и качества жизни казахстанцев к стандартам постиндустриального общества в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления, в настоящий момент - обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей, предотвращения социального взрыва.

Важнейшими приоритетами социальной политики в среднесрочной перспективе являются: 1) содействие расширению фронта занятости, сохранению перспективных рабочих мест и сокращению безработицы, а также активизация потребительского и инвестиционного спроса, оживление производства; 2) становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение ее уровня по мере роста национальной экономики; 3)повышение уровня жизни, сокращение имущественного расслоения населения, формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание); 4)восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы. Важнейшими мерами по осуществлению названных приоритетных направлений должны стать следующие.

В области социальной защиты населения: а) концентрация усилий на последовательной реализации мер по укреплению гарантированной социальной защищенности граждан, а также по реформированию политики вспомоществования и социального страхования; б) задействование новых подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных в зависимости от их материальной обеспеченности на основе новых государственных стандартов и лицензирования деятельности организаций социального обслуживания; в) создание условий для внедрения новых социальных технологий с приоритетным развитием обслуживания в нестационарных условиях; г) формирование стабильной и эффективной системы соцстраха, обеспечивающей гарантии по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, дополняющей действующую систему социального обеспечения; д) дополнение существующих форм страхования рисков (связанных с ситуацией временной нетрудоспособности, с необходимостью медицинской помощи, по безработице) новыми видами (от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и др.) с персонификацией взносов по отдельным видам страхования; е) постепенный переход к трехканальной схеме поступления средств на нужды соцстраха - от работодателя, государства и работника (по мере повышения цены труда, уровня реальной заработной платы и душевых доходов) с дифференциацией структуры взносов в зависимости от вида ущерба; ж) усиление роли регионов в социальной защите и социальном страховании при сохранении за государством законодательных и страховых функций.

В области развития отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения и др.): а) постепенный перевод образования и здравоохранения на нормативное финансирование, разработка соответствующих государственных стандартов, типологизация регионов по финансовому состоянию, постепенное внедрение личного образовательного кредита в системе высшего и среднего профессионального образования; б) создание правовых и организационных условий для эффективной реализации многоканального механизма финансирования развития отраслей социальной сферы за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц; в) перемещение социальных функций в регионы с конкретизацией источников их финансового обеспечения и гарантий финансовой поддержки из Центра исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры; г) налаживание жесткого контроля за целевым расходованием средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и постепенный переход от бюджетной к бюджетно-страховой медицине в соответствии с экономической ситуацией в регионах с учетом реальных доходов населения.

Ключевое значение для сфер образования и здравоохранения имеют стабилизация государственного финансирования, обеспечение фиксированной доли ВВП, расходуемой на нужды их развития.

В число первоочередных (ключевых) мер по стабилизации социальной сферы должны войти; ликвидация задолженности по заработной плате, выплате пенсий и пособий с индексацией при погашении; расширение практики общественных работ в целях противодействия росту безработицы, бездомности, нищеты; целевая финансовая поддержка организации самозанятости и переселения граждан из бесперспективных городов и районов, упреждающей переподготовки работников при угрозе банкротства предприятий, проведении санации и реструктурирования производства.

3. Перспективы развития пенсионного обеспечения в Казахстане

Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения. Это связано со следующими обстоятельствами.

Переход к рыночным отношениям обострил противоречия между реалиями быстро меняющихся условий жизнедеятельности населения, складывающимися новыми экономическими отношениями и пенсионной системой.

Социалистическая система пенсионного обеспечения имела существенные преимущества по сравнению с системами других государств, её основные положительные стороны заключались в следующем:

- система носила всеобъемлющий общегосударственный характер, опиралась на единое пенсионное законодательство;

- право пенсионеров не зависело от места их проживания или принадлежности к той или иной социальной группе;

- пенсионное обеспечение населения целиком зависело от возраста, состояния здоровья, степени утраты источников самообеспечения, трудового стажа получавших и их доходов перед назначением пенсии.

В то же время эта система отличалась рядом существенных недостатков, резко снижавших ее эффективность, а именно:

- в условиях инфляции и экономического кризиса резко сокращались бюджетные возможности государства, что приводило к обесцениванию пенсий;

- система носила уравнительный характер и крайне слабо отражала трудовой вклад и стаж пенсионеров (не была жестко привязана к количественным и качественным оценкам труда).

Современная ситуация в области пенсионного обеспечения Казахстана, достаточно проблематична, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

- объективные: экономический кризис, перестройка хозяйственного механизма;

- субъективные: при создании Пенсионного фонда государство должно было создать ему достаточный резервный фонд, что было бы вполне логично и справедливо по отношению к многомиллионной армии пенсионеров, которые своим трудом на протяжении десятилетий создавали национальное богатство страны;

- отсутствие резервного фонда не позволяет стабильно работать в области пенсионного обеспечения, так как сбой поступлений в фонд создает критическую ситуацию в системе пенсионного обслуживания;

- нарушен баланс экономических соотношений (размеров пенсий и заработной платы, пенсий и прожиточного минимума).

В связи с переходом к рынку особенно остро встает вопрос о социальной защищенности граждан. Одним из элементов организации социальной защиты граждан является негосударственное пенсионное обеспечение. Однако без фундаментальной теоретической проработки проблем негосударственного пенсионного обеспечения невозможно создать качественные нормативно-правовую базу и механизм пенсионного обеспечения. Поэтому возникает необходимость рассмотрения методологических аспектов этого вида обеспечения.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) представляет собой систему, которая позволит работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника и (или) третьих лиц в его пользу. НПО осуществляется независимо от государственного пенсионного обеспечения.

Отметим, что HПО является сложной и многоуровневой системой, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких как теоретические основы, нормативно-правовая база, механизм пенсионного обеспечения.

Основными принципами организации НПО являются;

- надежность, т.е. реальное обеспечение участников НПО дополнительной пенсией в размерах и сроки, оговоренные между обеспечителем и участником;

- возвратность пенсионных (страховых) взносов участников НПО;

- добровольность участия граждан в НПО.

На сегодняшний день в стране происходит становление дополнительного пенсионного обеспечения и как одного из важнейших элементов инвестиционного рынка, столь необходимого для развития промышленного производства в нашем государстве. Важнейшей задачей в связи с этим является организация этого дела в цивилизованных формах с учетом отечественного и мирового опыта.

Преимущества частных фондированных пенсионных программ следующие: они заменяют государственные пенсионные программы, в связи с чем снижаются бюджетные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: