Типовые функции информационных систем

1. Функции сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии. Возможны следующие варианты реализации данных функций:

а) путем измерений или наблюдений фактов в реальном мире и ввода данных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо манипуляторов.

б) полуавтоматически, путем ввода данных в компьютер с некоторых носителей. Например, сканирование паспортных данных, их распознавание и ввод в базу данных;

в) автоматически, с помощью различного рода датчиков или механизмов обмена данными с другими ИС. Например, определение температуры, влажности, содержание углекислого газа в воздухе, выявление IP адресов с которых производились атаки сетевого периметра и др.

При реализации функций сбора и регистрации информационных ресурсов в системе, как правило, необходимо решить следующие задачи:

а) задача фильтрации данных. Как правило, информация избыточна и поступает в
ИС из разных источников данных. В результате фильтрации производится отбор нужных данных. из множества поступающих в систему;

б) задача верификации данных. Верификация обеспечивает достоверность и логическую целостность данных. Проверка достоверности данных осуществляется на основе экспертного анализа вводимой информации на предмет адекватности. Проверка логической целостности
данных осуществляется на стадии предварительной обработки информации с помощью средств логического контроля.

в) задача сжатия данных. Сжатие данных осуществляется с целью
минимизации ресурсов памяти, необходимых для их хранения, а также для
снижения затрат на передачу данных по коммуникационным каналам;

г) задача преобразования данных из одного формата в другой. Эта задача возникает при необходимости передачи данных из одной информационной системы в другую, либо при передаче данных между различными частями системы.

2. Функции хранения информационных ресурсов. Данные функции связаны, прежде всего, с необходимостью управления ресурсами хранимых данных и ресурсами памяти. Требования к этим функциям различаются в разных классах информационных систем. Наиболее часто организация хранения данных осуществляется на основе файловой системы, при этом логической единицей информации является файл.

В качестве альтернативы файловым системам можно использовать механизмы управления данными, основанные на технологиях баз данных.

3. Функции актуализации информационных ресурсов. Актуализация информационных ресурсов заключается в приведении их в соответствие текущему состоянию предметной области системы. Это осуществляется путем добавления новой или удаления устаревшей информации, а также изменения связей между информационными единицами.

Процесс актуализации информационных ресурсов в корпоративных ИС обладает дискретным характером, поэтому адекватность состояния модели предметной области и ее состояния в реальности обеспечивается с временным лагом, величина которого зависит от установленного регламента актуализации информационных ресурсов.

4. Функции обработки информационных ресурсов. Одним из важнейших качеств корпоративных ИС является возможность производства новых данных и знаний на основе уже существующих. Для анализа существующих данных и выявления закономерностей в современных ИС используется инструментарий различного рода. Наиболее часто в процессе обработки данных используются методы статистического анализа, однако в последнее время все более широкое распространение получают приложения искусственного интеллекта – нейронные сети, нечеткая логика и т. д.

5. Функции предоставления информационных ресурсов пользователям. Целью создания корпоративной ИС является, прежде всего, удовлетворение информационных потребностей пользователей, поэтому функции обеспечения интерфейса системы с пользователем являются одной из важнейших составляющих ИС. Предоставление информационных ресурсов пользователю может осуществляться с использованием двух технологий:

а) pull-технологий. В этом случае инициатором процесса предоставления информационных ресурсов является пользователь. Для поддержки этого процесса в системе предусматриваются пользовательские интерфейсы – средства взаимодействия пользователей с ИС. Существуют следующие виды интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие конечных пользователей с ИС:

– интерфейсы командной строки;

– графические интерфейсы.

В качестве примера использования данной технологии рассмотрим предоставление провайдером информационных (мультимедийных) услуг. Пользователь получает какую-либо информацию, предварительно послав запрос по линии через местного провайдера интернет или провайдера мультимедийных услуг. Затребованные данные пересылаются по линии связи. Типичные случаи применения такой технологии – просмотр Интернет сайтов, передача программного обеспечения, on-line газет и т. д.

Если в качестве пользователя ИС выступает не человек, а компонент прикладного программного обеспечения, доступ к системе осуществляется с помощью интерфейсов прикладного программирования – Application Programming Interface;

б) push-технологии. В этом случае инициатором предоставления информационных ресурсов является сама информационная система согласно определенному регламенту. В соответствии с регламентом для какого-либо рода информационных ресурсов определяется круг зарегистрированных пользователей, после чего распространение информации осуществляется путем рассылки сообщений всем подписчикам.

Push-технологии рассмотрим на том же примере предоставления провайдером информационных услуг. Провайдер передает информацию всем подписчикам или определенной части подписчиков. Передача данных группируется провайдерами услуг в соответствии с потребностями абонентов, и обратный канал не требуется. Типичные случаи применения: передача прогноза погоды, финансовых и спортивных новостей, газет и бюллетеней, а также передача данных, аудио, видео, игр и т. д. Передача данных в некоторых случаях возможно совместить с теле- или радиосигналами.

Одним из направлений предоставления информационных ресурсов пользователю и повышения качества управления сложными системами является интеллектуальный интерфейс. Интеллектуальные программы отличаются от обычных, если в обычной программе реализуется связь «Программа=Алгоритм+Данные», то в интеллектуальной программе используется иная связь «Программа=Знания+Стратегия обработки знаний». Подобные интерфейсы могут использовать:

-экспертные системы;

-советующие системы;

-системы поддержки принятия решений;

-системы исполнения решений и др.

которые в разной форме ориентированы на знания человека-эксперта. Интеллектуальный интерфейс, обеспечивающий непосредственное взаимодействие конечного пользователя и компьютера при решении задачи в составе человеко-машинной системы, должен выполнять три группы функций:

-обеспечение пользователя возможностями постановки задачи для ПК путем сообщения только ее условия (без задания программы решения);

- обеспечение пользователя возможностями формирования сред решения задачи с использованием только терминов и понятий из области профессиональной деятельности пользователя, естественных форм представления информации;

- обеспечения гибкого диалога с использованием разнообразных средств, в т.ч. не регламентированных заранее, с коррекцией возможных ошибок пользователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: