Цели деятельности профессионального психолога

К психологическим службам относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, службы социального развития) и различные профессиональные психологические консультации (располагающиеся отдельно или в медицинских учреждениях): служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования.

Наибольшее развитие психологические службы нашли в специальных органах силовых структур, промышленности, образовании и спорте. Специалисты-психологи могут также входить в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства.

В качестве объекта деятельности психологической службы выступают отдельные люди, коллективы и организации. Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление данным объектом.

Психологическое управление - воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания явления и уровень управления им, определяется прежде всего особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат “на поверхности”. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельностиобусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в конкретной организации, учреждении. Работая с отдельным человеком, ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется жизнедеятельность данного человека.

Hа каждом из уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры (Гончаров А.И.).1

I. Уровень понимания. Hа этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания:

1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержание деятельности психолога - увидеть явление, заметить его, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержание деятельности психолога-практика - это принятие данной проблемы в качестве задачи своей психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими последствиями.

2. Описание явления. Содержание - дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.

3. Исследование, т.е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации.

4. Объяснение - интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание.

5. Прогнозирование - построение психологом динамических моделей перспективного состояния объекта (группы или отдельного человека), его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления им.

6. Практико-методические рекомендации - система обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой: для администрации, должностных лиц, других специалистов (медиков, педагогов, социальных работников и др.).

II. Уровень управления. Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры группы и характеристики отдельного человека (процессы, качества, свойства и состояния), предполагающее:

7. Учет результатов понимания в управляющем воздействии - в процессе общения с руководителями и членами коллективов, семьи и т.п., в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования и т.д.

8. Коррекция развития - система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевти­ческого плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими лицами по его рекомендациям по отношению к отклонениям в поведении отдельных людей или групп. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предусматривает оказание психологической помощи нуждающимся в ней людям только со стороны психологов-профессионалов.

9. Hаправленное формирование устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного осуществления социальных функций, выполнения профессиональных задач. Формами работы могут быть, например, социально-психологический тренинг общения и пр.

10. Содействие сморазвитию. Жизнь любого коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит прежде всего в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных людей в случаях их обращения за советом, помощью, а также текущем психологическом просвещении и образовании членов коллектива.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, техник и технологий направлена на решение тех задач, которые собственно и составляют содержание профессиональной деятельности психолога.

При этом психологическое управление может быть как прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, которые применяет профессиональный психолог, так и косвенным,осуществляемым совместными усилиями различных должностных лиц через изменение условий жизнедеятельности, направленным отбором и подбором персонала, через изменение технологии и режима деятельности, изменение организационных форм и т.д.

Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить в ней несколько уровней, объединенных в организационную, технологическую и психологическую подсистемы с соответствующими им процессами и взаимосвязями:

а) уровень всей организации. На данном уровне в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации кадров, социального развития коллектива и т.п.;

б) уровень первичного коллектива. Здесь наиболее значимыми являются задачи обеспечения благоприятного социального-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждение конфликтов и т.п.;

в) уровень отдельной личности. Психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решение отдельных психологических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: