Рисунок 11.5 - Двусторонняя монополия
Рисунок 11.4 - Равновесие монопсонии
Рисунок 11.3 - Равновесие монополии
Монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену, поэтому кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса и, соответственно, предельный доход меньше цены (MR<P).
Необходимым условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек: MC=MR. Если предельные издержки превышают величину предельного дохода (МС > MR), то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. И наоборот, если предельные издержки меньше предельного дохода (МС < MR), объем совокупной прибыли может быть увеличен за счет расширения производства. Лишь при равенстве рассматриваемых показателей в точке Qm достигается оптимальный объем производства. В соответствии с этим объемом, ориентируясь на величину спроса, фирма-монополист устанавливает цену на уровне Рт. Таким образом, фирма-монополист является ценоустановителем. Она определяет уровень цен и объемы производства, позволяющие ей максимизировать прибыль.
Если при совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется на основе сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии сопоставляются предельные издержки и предельный доход. Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис. 11.3). Как видно на графике, при чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства - ниже, чем при совершенной конкуренции. Следствием этого является как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги и менее эффективного использования ресурсов, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены. В долгосрочном периоде монополист также максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода.
Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей проводить особую ценовую политику - ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара. Различают три вида ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) отмечается, когда каждая единица товара продается фирмой по ее цене спроса, поэтому цены различны для всех покупателей. В этих условиях совокупная прибыль монополиста включает в себя весь потребительский излишек, и компания извлекает максимально возможную прибыль. На практике совершенная ценовая дискриминация крайне затруднительна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции.
Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. В результате связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (нелинейное ценообразование). На практике этот вид дискриминации чаще всего принимает форму системы ценовых скидок (скидки от объема поставки, накопительные скидки и т.д.). При этом монополист присваивает лишь часть излишка потребителя.
Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и назначении разных цен на одинаковые товары и услуги в разных сегментах. В основе сегментации лежит различие в индивидуальной эластичности спроса для каждого сегмента. Для групп покупателей с относительно низкой эластичностью цена назначается на более высоком уровне. Напротив, покупатели с высокой ценовой эластичностью получают скидки.
Разновидностью монополии является монопсония. Монопсония - рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему приобретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурентном рынке.
При определении оптимального для монопсониста объема покупки товара исходят из основного принципа микроэкономики - увеличивать покупки до тех пор, пока полезность от последней приобретенной единицы товара не сравняется с предельными издержками на ее покупку (MU = МС). Кривая индивидуального спроса на любое благо совпадает с кривой его предельной полезности, выраженной в деньгах, т. е. график предельной полезности монопсониста будет кривой его спроса (MU = D) (см. рис. 11.4).
Говоря об издержках монопсониста на приобретение благ, следует выделить средние и предельные издержки. Средние факторные издержки (average factor costs, AFC) - расходы фирмы на единицу покупаемого продукта. Предельные факторные издержки (marginal factor costs, MFC) - прирост общих издержек фирмы в связи с увеличением использования какого-либо переменного фактора (ресурса) на одну единицу.
Если фирма является единственным покупателем товара, то кривая рыночного предложения (SF), совпадая с кривойсредних факторных издержек, не совпадает с кривой предельных факторных издержек, как у фирмы на совершенно конкурентном рынке. Кривая предельных факторных издержек (MFC) лежит выше кривой средних издержек, так как решение приобрести дополнительную единицу товара увеличивает цену, которую необходимо заплатить за весь приобретенный товар, а не только за последнюю единицу.
Таким образом, оптимальный для монопсониста объем покупки находится на пересечении кривых спроса (D) и предельных факторных расходов (MFC). Цена за единицу товара, которую заплатит монопсонист, находится на кривой предложения: при цене Ртs производители предложат монопсонисту продукцию в объеме Qтs. Объем покупок и цена будут меньше, чем в условиях конкурентного рынка (Qтs < Qk и Ртs < Рk).

Иногда на рынке встречаются монополист и монопсонист. Эта ситуация называется двусторонней монополией. Двусторонняя монополия - тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса - монопсонист (монополия, ограниченная монопсонией). Особенность двусторонней монополии проиллюстрирована на рис. 11.5.
Монополист установил бы цену на уровне Рт при объеме Qт. Монопсонист хотел бы купить Qms единиц товара по цене Рms. Таким образом, разброс предлагаемых цени предлагаемых объемовв двусторонней модели может быть весьма существенным, и окончательная цена сделкизависит исключительно от способности двух сторон вести торг.Необходимо отметить, что равновесные цена и объем применительно к модели совершенной конкуренции находятся между этих двух крайних позиций. Поэтому иногда этот тип рыночной структуры называют квазиконкурентным.
Олигополию определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих». Олигополия - это рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Выделяют жесткую (когда 4-6 фирм контролируют около 80 % рынка) и расплывчатую (когда 8-12 фирм контролируют от 40 до 60 % рынка) олигополии.
При олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов, это является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельность, стимулирование сбыта и т.д. Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, и все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой или однородной олигополией. Если товары не являются совершенными заменителями, то продукция является дифференцированной, а отрасль называется неоднородной или дифференцированной олигополией.
Если участники олигопольного рынка совершенно независимы друг от друга, то говорят о некооперированной олигополии. Если же компании вступают в сговор, который может быть явным или скрытым, то олигополию называют кооперированной.
Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей, означает, что покупатели на олигопольном рынке являются ценополучателями. Олигополисты же являются ценоискателями, каждый из них понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.
Впервые модель олигополии в форме дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно в 1838 г. Курно проанализировал следующую ситуацию. В небольшом городке на юге Франции существует рынок лечебных вод, на котором действуют две фирмы,схожие между собой и по масштабам деятельности, и по уровню издержек. Добываемая вода продается заезжим туристам, причем известна зависимость между уровнем рыночной цены и объемом продаж, т.е. функция рыночного спроса. Для простоты Курно задал функцию спроса линейным уравнением вида:
P=a-bQ, где Q - совокупный объем производства двух фирм: Q = Q1 + Q2.
Обе фирмы стремятся к максимизации прибыли, но вынуждены учитывать в своей деятельности объемы выпуска фирмы-конкурента, поскольку чрезмерные и нерегулируемые поставки воды могут обвалить рыночные цены. В условиях, когда сговор между фирмами невозможен, оба производителя должны постоянно корректировать свои объемы, исходя из предполагаемых объемов производства у конкурента. Поэтому оптимальный объем производства одной фирмы будет меняться в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти или сокращаться объем выпуска фирмы-конкурента. Функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объема производства другой фирмы называется уравнением реакции: Q1 = f(Q2*); Q2 = f(Q1*).
Совокупность точек на кривой реакции фирм показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска (рис. 11.6).







