Чистая монополия. Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия

Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия. Чистая монополия (pure monopoly) - это рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом про­дукции, не имеющей заменителей. Так, в городе может быть только один производитель подземных транспортных услуг - метрополитен, одна компания, обеспечивающая город водой, электроэнергией, и т.д.

Будучи единственным производителем (продавцом) конкретного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении. У него нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент Херфиндаля - Хиршмана (Н), характеризующий концентрацию производства, приближается к своему максимальному значению Н= 10 000.

На рынке не существует близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер, поэтому коэффициент перекрестной эластичности спроса стремится к нулю.

Монополист удерживает рынок в своей полной власти, что позволяет ему контролировать объемы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены. Однако монополист должен учитывать действие закона спроса. Назначение слишком высоких цен вызовет сокращение объема продаж и приведет к снижению совокупной прибыли фирмы.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли. Характер существующих барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий.

Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. В этом случае на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя. Примерами естественных монополий в России являются ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Даже если технически и возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно.

Инновационные монополии. Патентна продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении, также может служить причиной монополизации рынка. Патент предоставляет изобретателю или новатору исключительное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени, а также запрещает использовать изобретение другим лицам. Классическими примерами такого рода монополии могут быть компании General Electric, Xerox, IBM и т.д.

Сырьевые монополии обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Например, 94% всех добываемых в мире алмазов по-прежнему продается через компанию De Beers. Соответственно, она и устанавливает цены.

Локальные монополии обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

При анализе модели чистой монополии используется допущение о совершенной информированности всех субъектов рынка. Это означает, что единственный продавец и все покупатели владеют полной информацией о ценах, физических характеристиках товара, функциях доходов и издержек. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Основные отличия в поведении конкурентной компании и фирмы-монополиста на рынке обусловлены характером спроса на продукцию этих компаний. При совершенной конкуренции фирма принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию абсолютно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема. Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, поэтому кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (рис. 11.3).

 
 
D



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: