Вопрос 1. Понятие педагогической культуры сотрудника органов внутренних дел

Введение

Социальная значимость органов внутренних дел обуславливает повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их нравственным качествам, а следовательно и уровню общей и профессиональной культуры.

В последние годы была осуществлена целенаправленная работа по повышению уровня общей и профессиональной культуры сотрудников и совершенствованию института воспитания в органах внутренних дел.

«Органы внутренних дел являются ключевым звеном правоохранительной системы, оказывающим существенное влияние на повседневную жизнь граждан. Именно поэтому воспитательная работа в нашей системе является важнейшим фактором формирования нового сотрудника органов внутренних дел, профессионально грамотного, преданного своей работе, четко понимающего значение слов – честь и достоинство, совесть и долг»[1]. Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев

Вступительное слово: объявляется цель лекционного занятия, актуальность изучения данной темы, количества часов, отводимых на изучение темы; вопросов, выносимых на рассмотрение; цели лекции; ее актуальности, взаимосвязи с другими темами, дисциплинами; определение практической значимости данной темы, литературы. Озвучивается план лекции, указывается основная литература и учебно-методические материалы по данной теме, ТСО.

Актуальность темы заключается в том, что в XXI веке педагогическая культура специалиста, которая является важнейшей составной частью, профессиональной культуры, станет признанной общественной и личностной ценностью, так как она является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности.

Известный французский мыслитель Жан Мари Бенуа сказал: «Культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Важным слагаемым культуры выступают профессиональные привычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, качеством личности. Профессиональная культура (вежливое и внимательное отношение к людям, аккуратность, обязательность) стали привычной потребностью, нормой поведения. Вместе с тем, деление культуры на профессиональную и другие структурные элементы относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-либо конкретным элементом общей культуры. Например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для инженера - инженерная, для юриста - правовая, для учителя - педагогическая.

Профессиональная культура не может существовать абстрактно, она всегда органически связана с определенным видом профессиональной деятельности, носителем ее является профессиональная группа. «Нет профессиональной культуры вообще, есть профессиональная культура педагога, исследователя, или профессиональная культура образования, медицины, управления и т.д.»

Определение Под профессиональной культурой любой деятельности понимается качественное состояние и развитие данной деятельности, включающее совокупность способностей, знаний, умений, мастерства, опыта, то есть всех качеств субъекта деятельности, применяемых в определенной профессии.

Иными словами культуру профессиональную составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела. Каждая определенная деятельность предъявляет те или иные определяемые ее структурой требования к личности, ее выполняющей или ею обучающейся. К.К. Платонов

Профессиональная деятельность предстает одной из важнейших форм практически-преобразовательного отношения человека к действительности.

Любая профессиональная деятельность осуществляется путем выполнения действий ее субъектом – относительно завершенных актов активности человека (структурно-функциональных составляющих деятельности), решающих частные задачи на пути к цели (достижение промежуточных результатов). Деятельность побуждается целью, а действия – задачей, решение которой приближает ее достижение. Деятельность складыва­ется из цепи действий, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Взаимосвязанная совокупность последовательных действий и достигаемых в ходе их результатов приводит к достижению цели – получению конечного результата. Можно сказать, что действия есть способы осуществления деятельности.

Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами, сущностью объекта воздействия и достижения необходимого результата. Например, в правоохранительной деятельности — это различные формы реализации сотрудником полномочий и обязанностей. Хорошо известны следственные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная став­ка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, обеспечения общественной безопасности и др. Они являются основными, нормативно обусловленными, и владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.

Педагогические действия выступают в качестве основных в педагогической деятельности родителя, учителя, педагога, социального работника, руководителя и др. Но они нередко используются как вспомогательные, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, инженерных и др., когда достижение определенного педагогического результата (улучшение обученности людей, их воспитанности и пр.) выступает одним из важных условий успеха. Это относится и к правоохранительной деятельности, где выполнение педагогических действий служит повышению ее эффективности и результативности.

Таким образом, педагогическая культура сотрудника ОВД является необходимой и важнейшей составной частью его профессиональной культуры. Ежедневно в процессе профессиональной деятельности сотрудник ОВД выполняет педагогические действия.

Педагогические действия – действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средствами, методами и приемами. К таким действиям относятся:

педагогическое наблюдение; педагогический анализ;
педагогическое оценивание; педагогическое решение
педагогическое поведение; педагогическое общение;
педагогическое воздействие педагогическое требование
педагогическое взаимодействие педагогическая помощь
педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспи­танности, образованности, развитости и обученное™) и группы и др.

Нетрудно заметить, что если общая и профессиональная культура представителей непедагогических специальностей могут не совпадать, и, скажем, обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом, то высокая профессиональная педагогическая культура с необходимостью включает в себя высокую общую культуру личности.

Специалисту важно отчетливо представлять себе этапы, ступени, ведущие к творческому уровню овладения педагогической культурой.

А.К. Маркова, определяя этапы, которые осваивает каждый специалист, выделяет четыре уровня развития педагогической культуры:

. преподаватель как специалист на пути к профессионализму,

- Этап адаптации к своей профессии: первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий.

- Этап самоактуализации в профессии: осознание своих возможностей выполнения профессиональных норм, своих индивидуальных особенностей, саморазвитие себя средствами профессии, целенаправленное и сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, утверждение индивидуального стиля.

- Этап свободного владения профессией на уровне мастерства, гармонизации с профессией: усвоение высоких стандартов, повторение на хорошем уровне кем-то ранее подготовленных разработок, образцов, методических разработок.

- Этап свободного владения профессией на уровне творчества: обогащение опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских находок, усовершенствований в собственном труде.

Говоря о степенях соответствия личности и подготовке специалиста специфике труда, А.М. Столяренко назвал следующие четыре уровня развития педагогической культуры: I - допрофессиональный, II – начальный профессиональный, III – средний профессиональный, IV – высший профессиональный. Только последний (высший) уровень педагогической культуры обеспечивает профессиональное мастерство сотрудника ОВД. При этом, под профессиональным мастерством понимают совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций.

Профессиональная культура находится в неразрывном единстве с профессиональным мастерством. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности.

Говоря о качествах личности сотрудника ОВД, определяющих его культуру и профессиональное мастерство, следует указать, что они формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности.

По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом:

- социальная активность (ее уровень, направленность);

- сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);

- мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки;

- интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения);

- эмоционально-волевые свойства;

- коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность и др.)

- психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы).

Представляется, что в XXI веке педагогическая культура специалиста станет признанной общественной и личностной ценностью, так как она является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности.

Вывод по 1-му вопросу. Профессиональная культура не может существовать абстрактно, она всегда органически связана с определенным видом профессиональной деятельности, носителем ее является профессиональная группа. Под профессиональной культурой понимается качественное состояние и развитие данной деятельности, включающее совокупность способностей, знаний, умений, мастерства, опыта, то есть всех качеств субъекта деятельности, применяемых в определенной профессии». Педагогическая культура сотрудника ОВД является необходимой и важнейшей составной частью его профессиональной культуры. Исследователи выделяют 4 этапа развития профессиональной педагогической культуры. По Марковой: 1 этап адаптации к своей профессии; 2) этап самоактуализации в профессии; 3) Этап свободного владения профессией на уровне мастерства, гармонизации с профессией; 4) этап свободного владения профессией на уровне творчества. А.М. Столяренко назвал следующие четыре уровня развития педагогической культуры: I - допрофессиональный, II – начальный профессиональный, III – средний профессиональный, IV – высший профессиональный. Только последний (высший) уровень профессиональной педагогической культуры обеспечивает достижение полной эффективности вклада в качественную подготовку специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: