Преемственное профессиональное ориентирование в условиях системы образования

Современная стратегия государства направлена на развитие кадрового потенциала, способного к решению актуальных задач, самоопределению, самоосуществлению, самотрансценденции, достижению высокого уровня нравственного, интеллектуального и профессионального развития. Система образования выполняет ключевую задачу обеспечения взращивания такого потенциала как у уже функционирующего, так и у еще потенциального, развивающегося субъекта профессионального труда [1]. Этот факт позволяет нам утверждать особую значимость задачи взращивания субъектов профессионального самоопределения на разных этапах его становления в условиях системы образования.

Наиболее распространенным термином, характеризующим помощь в решении проблем целенаправленного взращивания субъектов профессионального самоопределения, является термин «профессиональная ориентация», трактуемый и как деятельность, и как система. Слово «ориентация» может иметь два значения: ориентированность человека в чем-либо и ориентирование как особая деятельность, приводящая к некоторой ориентированности человека [2:53]. Профессиональное ориентирование как преднамеренное влияние, связано с оптимизацией использования человеческого ресурса, и является важнейшей управленческой задачей на уровне государства, что позволяет рассматривать его как сложную систему, которой нужно управлять, учитывая способность этой системы к саморегуляции [3:21]. Рассматривая осуществление изучаемого феномена в условиях системы образования, под профессиональным ориентированием мы понимаем целенаправленную взаимосвязную деятельность его субъектов, направленную на управление условиями профессионального самоопределения личности.

Поступательное развитие субъекта профессионального самоопределения (от этапа к этапу профессионального становления) предполагает объективную связь между его состояниями, поступательным развитием его характеристик. Каждая более высокая стадия развития субъекта профессионального самоопределения преемственно связана с предыдущей, т.е. не отменяет ее, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень [4:293]. Понимание процессов преемственности имеет особое значение для выявления закономерностей развития субъекта профессионального самоопределения, позволяет охарактеризовать специфику системы преемственного профессионального ориентирования.

Система преемственного профессионального ориентирования – система социальная, следовательно, является по своей структуре и содержанию сложной, иерархичной, многоуровневой системой – конструкцией, возникшей как реакция на возникающую проблему (цель функционирования), представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями, синергетической по своей природе и функционированию, характеризуемой тремя параметрами: структура (наиболее устойчивые и важные связи между компонентами системы), организация (способ упорядочения компонентов и их отношений), функции (задачи, для решения которых создается система) [4:329-330].

Структура системы преемственного профессионального ориентирования – совокупность подсистем (взаимосвязанных элементов системы), выполняющих относительно самостоятельную задачу, связанную с достижением цели системы. Данная совокупность взаимосвязанных элементов системы профессионального ориентирования определяется спецификой целей и задач профессионального самоопределения личности на каждом этапе профессионального становления личности, и включает в себя: 1) профессиональное ориентирование на этапе подготовки к выбору профессии, 2) профессиональное ориентирование на этапе выбора профессии, 3) профессиональное ориентирование на этапе профессионального образования, 4) профессиональное ориентирование на этапе профилизации, 5) профессиональное ориентирование на этапе научной профилизации. Каждая из подсистем, в свою очередь, является системой и этим отличается от простой совокупности элементов. Система преемственного профессионального ориентирования понимается нами как совокупность преемственно взаимосвязанных подсистем педагогического руководства решением задач профессионального самоопределения личности на каждом из этапов профессионального становления личности, объединенных общей целью – развитие субъекта профессионального труда.

Система преемственного профессионального ориентирования как система педагогических влияний характеризуется специфическими целевым, содержательным, деятельностным и результативными компонентами. Специфика структурных компонентов подсистем системы профессионального ориентирования представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Специфика структурных компонентов подсистем системы преемственного профессионального ориентирования

Подсистемы Характеристика компонентов
1. Целевой компонент
На этапе подготовки к выбору профессии реализация модели формирования субъекта профессионально ориентированных интересов, склонностей, способностей
На этапе выбора профессии реализация модели формирования субъекта выбора профессии
На этапе профессионального образования реализация модели формирования субъекта профессиональной деятельности
На этапе профилизации реализация модели формирования субъекта профессионального развития
На этапе научной профилизации реализация модели формирования субъекта научно-профессиональной деятельности и развития
2. Содержательный компонент 1) самопознание
На этапе подготовки к выбору профессии - расширение представлений ребенка о собственных интересах, склонностях и способностях; - формирование эмоционально положительных представлений о себе как носителе интересов, склонностей, способностей; - расширение представлений о мире труда.
На этапе выбора профессии - расширение представлений об интересах, склонностях и способностях подростка в профильной сфере; - расширение представлений подростка о себе как субъекте деятельности в профильной сфере; - формирование представлений подростка о способах анализа жизненных и личных профессиональных планов; - формирование эмоционально положительных представлений у подростка о себе как субъекте деятельности в профильной сфере.
На этапе профессионального образования - расширение представлений студента о себе как субъекте профессиональной деятельности; - формирование эмоционально положительных представлений студента о себе как субъекте профессиональной деятельности; - формирование эмоционально положительного представления студента о своей новой социальной роли.
На этапе профилизации - расширение представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности и профессионального развития; - формирование эмоционально положительных представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности и профессионального развития; - формирование эмоционально положительного представления профессионала о своей новой социальной роли.
На этапе научной профилизации - расширение представлений исследователя о себе как субъекте научно-исследовательской деятельности; - формирование эмоционально положительных представлений исследователя о себе как субъекте научно-профессиональной деятельности и развития; - формирование эмоционально положительного представления исследователя о своей новой социальной роли.
2) получение опыта деятельности (включение в «делание»)
На этапе подготовки к выбору профессии - опыт деятельности ребенка по развитию собственных интересов, способностей; - опыт участия ребенка в реализации проектов; - опыт анализа ребенком самоотношения к себе как носителю интересов, склонностей, способностей; - опыт анализа ребенком самоотношения к миру труда.
На этапе выбора профессии - опыт практической деятельности подростка в профильной сфере; - опыт участия в реализации и самостоятельной реализации подростком проектов в профильной сфере; - опыт реализации подростком умений строить личный профессиональный план; - опыт анализа подростком самоотношения к себе как субъекту деятельности в профильной сфере.
На этапе профессионального образования - опыт осуществления студентом различных видов профессиональной деятельности (как в учебной, так и во внеучебной деятельности); - опыт реализации проектов в профессиональной сфере; - опыт построения перспектив профессионального развития; - опыт анализа студентом самоотношения к себе как субъекту профессиональной деятельности; - опыт адаптации студента к новой социальной роли.
На этапе профилизации - опыт осуществления профессионалом деятельности индивидуального стиля; - опыт самостоятельной реализации профессионалом проектов в профессиональной сфере; - опыт построения и реализации профессионалом перспектив профессионального развития и карьеры; - опыт анализа профессионалом самоотношения к себе как субъекту профессиональной деятельности и профессионального развития; - опыт адаптации профессионала к новой социальной роли.
На этапе научной профилизации - опыт осуществления исследователем самостоятельных научных исследований; - опыт самостоятельной реализации исследователем научно-исследовательских проектов в профессиональной сфере; - опыт построения и реализации исследователем перспектив научно-профессионального развития и карьеры; - опыт анализа исследователем самоотношения к себе как субъекту научно-профессиональной деятельности и научно-профессионального развития; - опыт адаптации исследователя к новой социальной роли.
3) самореализация
На этапе подготовки к выбору профессии - потребность в познании мира труда; - готовность к самореализации интересов склонностей способностей
На этапе выбора профессии - потребность в освоении профессии; - готовность к самореализации личных профессиональных перспектив;
На этапе профессионального образования - потребность в профессиональном образовании; - готовность к профессионально-деятельностному саморазвитию;
На этапе профилизации - потребность в профессионально-деятельностном саморазвитии; - наличие парциальной готовности к профессиональному саморазвитию.
На этапе научной профилизации - потребность в профессионально-деятельностном саморазвитии; - наличие парциальной готовности к научно-профессиональному саморазвитию.
4) самотрансценденция
На этапе подготовки к выбору профессии - самотрансценденция актуальной ситуации реализации и развития интересов, склонностей, способностей.
На этапе выбора профессии - самотрансценденция актуальной ситуации реализации и развития профильных интересов, склонностей, способностей; - самотрансценденция дихотомий выбора профессии; - самотрансценденция системы ценностей.
На этапе профессионального образования - самотрансценденция учебно-профессионального опыта; - самотрансценденция профессиональной идентичности; - самотрансценденция системы ценностей.
На этапе профилизации - самотрансценденция профессионального опыта; - самотрансценденция профессиональной идентичности; - самотрансценденция профессионального саморазвития; - самотрансценденция системы ценностей.
На этапе научной профилизации - самотрансценденция научно-профессиональных умений; - самотрансценденция научно-профессиональной идентичности; - самотрансценденция научно-профессионального саморазвития; - самотрансценденция системы ценностей.
3. Деятельностный компонент 1) субъекты подсистемы:
На этапе подготовки к выбору профессии ребенок, семья, образовательные учреждения, профессиональное образовательное учреждение.
На этапе выбора профессии подросток, семья, образовательные учреждения, профессиональное образовательное учреждение.
На этапе профессионального образования студент, семья, образовательные учреждения, профессиональное образовательное учреждение.
На этапе профилизации профессионал, образовательные учреждения, профессиональное образовательное учреждение.
На этапе научной профилизации аспирант, соискатель, докторант, образовательные учреждения, профессиональное образовательное учреждение.
2) специфика деятельности субъектов подсистемы:
На этапе подготовки к выбору профессии учебная, игровая, проектная
На этапе выбора профессии учебная, проектная
На этапе профессионального образования учебно-профессиональная, проектная, учебно-исследовательская
На этапе профилизации профессиональная, проектная, научно-методическая
На этапе научной профилизации научно-исследовательская, проектная, профессиональная
4. Результативный компонент
На этапе подготовки к выбору профессии потребность и готовность к решению задач этапа выбора профессии
На этапе выбора профессии потребность и готовность к решению задач этапа профессионального образования
На этапе профессионального образования потребность и готовность к решению задач этапа профилизации
На этапе профилизации потребность и готовность к решению задач этапа научной профилизации
На этапе научной профилизации потребность и готовность к решению задач научно-профессионального саморазвития

Организация структуры системы преемственного профессионального ориентирования является линейной, определяется логикой развития субъекта профессионального самоопределения и носит пропедевтический характер. Система преемственного профессионального ориентирования как система социальная обладает следующими механизмами реализации: социально-педагогические (традиционный, институциональный, стилизованный); социально-психологические (импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия); механизм профессионального самоопределения (самопознание, получение опыта деятельности, самореализация, самотрансценденция).

Функции системы преемственного профессионального ориентирования: интеграции (объединения разрозненных усилий субъектов профессионального ориентирования); регулирования (упорядочение разрозненных процессов профессионального ориентирования, управление ими); развития (обеспечение динамики развития субъекта профессионального становления, поступательного развития, обновления и совершенствования системы); защиты (освоение навыков социальной адаптации), коррекции (коррекция влияний внешней среды) и компенсации (компенсация недостаточного влияния других социальных сфер и институтов).

Предпринятый нами анализ понятия о системе преемственного профессионального ориентирования осуществлен с точки зрения выявления специфики ее структуры, организации и функций. Исследование проблем профессионального ориентирования требует продолжения по различным аспектам, а именно: изучение специфики и свойств компонентов-подсистем, их особенностей как систем педагогических влияний, выявление предпосылок формирования и развития системы преемственного профессионального ориентирования, выявление механизмов профессионального самоопределения личности на разных этапах профессионального становления, моделирование системы преемственного профессионального ориентирования и апробация данной модели. Изучение названных проблемных вопросов позволит решить задачу оптимизации системы педагогического сопровождения взращивания субъектов профессионального самоопределения на разных этапах его становления.


Ссылки:

1. Подобед В.И., Барболин М.П.. Методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров // Человек и образование. - № 1 (18). - 2009. - С. 4-8.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2005. – 304 с.

3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. - М.: Академия, 2007. – 496 с.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Флорова. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: