Философия познания – 2 ч

Лекция 5.2.

Список дополнительной литературы

Список основной литературы

1.Философия: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

2.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

3.Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

5. Кохановский В.П. Философия: Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6.Бауман З. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. №3, 1993.

7.Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.

8.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в.- М.: Высшая школа, 1994.атнем Х. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия.- М.: Логос, 1996.

9.Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными? // Вопросы философии, № 12, 1996.

10.Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Пер. с англ.- К.: Ника-центр, 1997.

11.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.- М.: Медиум, 1995.

12.Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки, №1, 1990.

План лекции:

1. Проблема истины в познании. Критерии истины.

2. Истина и заблуждения. Знание и вера. Научное и вненаучное знание.

1. Проблема истины в познании. Критерии истины

В научном познании важное значение имеют истинные знания, они составляют научную основу практической и теоретической деятельности людей. Поэтому процесс научного познания непосредственно связан с «добычей», приобретением истинных знаний; истина является одной из важных целей познания.

Представление об истине разрабатывалось на протяжении всего периода существования философской и естественнонаучной мысли. Первое определение истины было дано Аристотелем, оно стало основой классического или традиционного определения как «соответствия мыслей и вещей». Рене Декарт, принимая это определение как номинальное, выдвинул важный для понятия истины пункт – ее критерия. В целом, лаконичное определение истины в классической концепции: истина – это соответствие знаний действительности.

Истина – правильное отражение действительности в мысли. В процессе познания человек субъективно отражает объективный мир. Участвующие в познании формы отражения дают субъективный образ объективного мира. Содержанием истинных знаний является субъективно существующие вещи, их связи, отношения и изменения. И в этом смысле истина объективна, т.е. содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Субъективность истины заключается в том, что человек как субъект познания отражает мир специфически. Эта специфика обусловлена особенностями приема, кодирования и воспроизведения получаемой извне информации в чувственных и рациональных формах отражения.

Истина всегда конкретна, т.е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника, расположенного в плоскости, т.е. для эвклидовой геометрии. Для других условий это суждение не является истиной. Так, в геометрии Римана в сферической поверхности, треугольник на этой поверхности не обладает такими свойствами. В нём сумма углов больше двух прямых, а в геометрии Лобачевского, седлообразная поверхность, сумма углов треугольника меньше 180 градусов.

Выделяют абсолютную и относительную истину. Такое выделение связано с соотношением того, что уже познано, с тем, что ещё не познано.

Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом. Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания.

В узком смысле слова, под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К. Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе.

Относительная истина – это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах. Например: суждение «Вы являетесь студентами СевКавГТУ» истинно, но эта относительная истина, она не исчерпывающая, т.к. не учтены все возможные случаи: среди Вас могут находиться такие студенты, которые, кроме того, обучаются на заочном отделении другого вуза. Фактически все современные знания во всех специальных науках, в том числе и в философии, являются относительными истинами. Эти знания в то же время содержат элементы абсолютной истины. Процесс познания, таким образом, является процессом ступенчатым, каждая ступень представляет собой относительную систему знаний, относительную истину и переход от более низких ступеней к более высоким, от истин менее полных к истинам более полным, более исчерпывающим, и так до бесконечности. Так, развитие математики идёт такими ступенями: 1. арифметика – основные действия: сложение, вычитание, деление, умножение с конкретными известными предметами, с конкретными числами натурального ряда; 2. алгебра – те же математические операции, но с учётом неизвестного числа предметов, с неизвестными x, y, z и с обобщёнными значениями чисел a, b, c, d; 3. высшая математика – с разделами высшей алгебры, решение уравнений со многими неизвестными, с учётом определителей и детерминантов различного порядка.

Наряду с классической концепцией истины существует большое количество моделей понимания истины. Априористская концепция, в основе которой лежит убеждение в том, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, заложенного в его сознании изначально. Таково учение И. Канта, который выделяет два вида познания – чистое и эмпирическое (априорное и апостериорное). Априорное знание, также как истины разума, является необходимым, а апостериорное знание аналогично истинам факта, имеет случайный характер. Поэтому именно априорное знание должно придать научным положениям достоверный характер. Когерентная концепция истины в первом своём варианте утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. Второй вариант концепции когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Суть прагматистской концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Представители конвенционалистской концепции истины утверждают, что истина – есть всегда продукт гласного соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.

Критерием истины является практика. Соответствует знание действительности или нет, это проверяется практикой. Но практика не является абсолютным критерием истины, т.е. не все знания можно проверить на практике. Через практику не всегда можно совершенно точно указать, какая из двух истин «ближе» к абсолютной истине, и на сколько именно. В развиваемом цикле процесса познания практика, являясь главным и окончательным критерием истины, находится в постоянном развитии. Однако если практика не является абсолютным критерием, то как проверить истинность тех теоретических положений, которые недоступны непосредственной практической проверке? В этом случае важную роль играет опосредованная проверка фактами. Факт – от лат. factum – совершившееся, сделанное. Фактом называют, во-первых, само явление, вещь, процесс, находящиеся в наличии, существующие. Во-вторых, фактом считают достоверные знания о чём-то или о ком-то, то есть знания, истинность которых проверена практикой. Фактами современной науки являются как результаты эмпирического научного наблюдения, так и законы, достоверность которых установлена на практике.

2. Истина и заблуждения. Знание и вера. Научное и вненаучное знание

Поскольку не все знания можно проверить на практике, в процессе познания возможны заблуждения.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ – это суждения, образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами. Так, например, люди уже в древности наблюдали такое явление, которое мы наблюдаем каждый день: солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, происходит видимое дневное перемещение солнца относительно Земли. Наблюдая также видимое ночное перемещение звёзд, древние мыслители пришли к выводу, что земля находится в покое и в центре мира. Это исходное положение было взято Аристотелем для создания картины мира: в центре мира неподвижная земля, 7 планет перемещаются по семи небесам, на 8 небе перемещаются звёзды, на 9 небе размещается творящий дух (бог). Таким образом, получены ложные знания о структуре мира из исходного ложного положения, взятого из наблюдения.

Заблуждения представляет собой несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного обзора действительности с его объективным прообразом. Можно сказать, что заблуждения является обратной стороной истины. Если истина, как соответствие действительности, представляет собой систему знаний, адекватную предмету рассмотрения, то заблуждение, как несоответствие действительности, представляет собой систему знаний, неадекватную предмету исследования.

Чаще заблуждение возникает в силу либо абсолютизации объективного, либо абсолютизации субъективного моментов в познании. Но, в целом, заблуждения представляют собой трудности в познании, которые бывают устранимыми и неустранимыми.

Виды заблуждений различны. Одним из оснований заблуждения является соотношение субъективного и объективного факторов в их возникновении. Согласно этому критерию, выделяется такое заблуждение, которое обусловлено чисто случайными качествами субъекта, например, такими, как невнимательность, некомпетентность, небрежность и т.п. Этот вид заблуждения – ошибка, результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности. По уровню общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические. Обыденные заблуждения (в частности, иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться искаженным. Появление же теоретического заблуждения не фатально, здесь многое зависит от субъекта, от диалектичности, или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики, от конкретной социальной обстановки, в которую включён данный субъект. По месту и роли в научном познании заблуждения можно разделить на конструктивные и неконструктивные. Первые создают проблемную ситуацию в научной теории, толкают познания вперед, позволяют вскрыть ложность некоторых направлений исследования. Неконструктивные заблуждения носят, как правило, догматический характер, тормозят развитие науки, в целом представляют негативный ее момент. Нередко такие заблуждения, в силу исторической обусловленности, ограниченности теоретических взглядов, приводят к закреплению заблуждений, к превращению их в норму общественного сознания. Все это препятствует критическому осознанию действительности.

Заблуждение может быть непреднамеренным или преднамеренным. Непреднамеренное заблуждение, возникающее в процессе познания, таково, что субъект познания принимает его за истину. Преднамеренное заблуждение является ложью.

Ложь появляется тогда, когда субъект осознает, что его высказывания не соответствуют предмету, и все-таки утверждает, что они истинны. С понятием лжи связано понятие правды. Правда – это не просто истина, а высоко значимое знание, несущее положительный или отрицательный ценностный заряд. По своему существу правда является категорией, связывающей гносеологическую категорию истины и этическую категорию справедливости. Ложь появляется тогда, когда правда сообщается не вся, дозируется, превращается в полуправду, оборачивается полуобманом. В большинстве случаев цель полуправды – обман. Но бывает и ненамеренная полуправда. Она присутствует в случаях, когда:

1. субъект сообщает неполную информацию без умысла, а по рассеянности, забывчивости, и другим подобным причинам;

2. субъект полуправды является орудием другого субъекта, не ведая того сам;

3. субъект сообщает адресату не все, что известно.

Но адресат знает больше и считает, что от него намеренно утаивают информацию. В этом случае ненамеренная полуправда, конечно, остается полуправдой, но субъект, ее распространяющий, не нарушает моральных норм. Иное дело – полуправда намеренная. Она возникает когда:

1. субъекту известна правда, он располагает исчерпывающей информацией, точными сведениями, статическими данными, но тщательно скрывает часть из них, предавая гласности лишь «выгодные» с его точки зрения данные;

2. субъекту известна полная правда о предмете и она могла бы стать известной и адресату, если бы официальные органы не налагали запрет на исследования и публикацию новых данных;

3. субъект дает информацию, которая истинные моменты сочетает с ложными, при этом утаивается часть важной информации.

Правда, в отличие от истины, в большей степени предстает как мировоззренческая. Тилинина Т. В. полагает, что правда предстает как суждение об истинности ценности, правда утверждает не соответствие наших знаний о мире самому миру, а соответствие наших оценок действительности, и, значит, в отличие от истины, она выражает интересы. Такое понимание приемлемо, поскольку «правда» относится к числу аксиологических категорий, в которых фиксируется явления объективного мира в отношении человека. Истина не является аксиологической категорией, она констатирует только факт соответствия знаний действительности. Правда фиксирует истинность знаний в их соотнесенности с потребностями и интересами субъекта, с его ценностными ориентациями и представлениями о справедливости. Существует и такой вид заблуждения как иллюзия.

К ложным иллюзорным представлениям часто приводят мысли, принимаемые на веру. ВЕРА – внушённая мысль о существовании чего – либо. Внушённые мысли могут представлять собой как истинные, так и ложные знания. Вера – это не обязательно бывает религиозной. Человек может верить во что – то на основе некоторых достоверных знаний. Например, вера в человеческий прогресс. Религиозная вера – это вера в существование бога, в божественное предопределение. Знания, которые формируются на основе веры, даже религиозные знания, содержат в себе определённую долю истинных знаний о добре, зле, о красоте и т.д.

Кроме научного познания существуют также вненаучные способы постижения действительности, например такие, как искусство. Искусство отражает мир в художественных образах и действует посредством этих образов на мысли и чувства людей, на их стремления, поступки, действия. Выраженные определенными материальными средствами, произведения искусства передаются от одного поколения к другому и служат как средством познания общественной жизни, так и средством идейно-эстетического и нравственного воспитания новых поколений. Искусство представляет собой особую форму творческой деятельности людей, наряду с научной деятельностью. Искусство и наука имеют свои особенности. Есть области действительности, не подвластные искусству, но имеются такие грани жизни, в отражении которых искусство имеет преимущество перед наукой. Это относится, прежде всего, к сфере человеческих нравов, чувств, настроений, эмоций, характеров и т.д.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.

Убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно».

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием – эзотеризм.

К эзотерическим учениям обычно относят теософию, парапсихологию, магию, алхимию, астрологию.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное (пара - от греч. - около, при) - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия, психокинез);

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Разумеется, между научным и вненаучным знаниями не существует абсолютного различия. Они находятся во взаимосвязи, Например, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, следует учитывать связь и преемственность между ними. И обыденное, и научное знание имеют общее предназначение – дать объективно верное отражение действительности в рамках так называемого здравого смысла, в основе которого лежит представление об объективном существовании окружающего мира. Научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.

Подводя итог, отметим, что процесс познания понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле познание – это приобщение к существующим знаниям, в узком смысле познание представляет собой процесс производство нового знания. Основу и цель познания составляет практика. Главная задача процесса производства нового знания – получить истинные знания. Истина – это соответствие знаний действительности. Выделяют абсолютную и относительную истины. Процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных (рациональных) форм отражения действительности.

Вопросы для закрепления материала:

1.Что есть истина?

2.Как Вы понимаете объективность истины?

3.Что означает конкретность истины?

4.Что понимается под абсолютной истиной?

5.Дайте понятие относительной истины.

6.Привидите примеры абсолютной и относительной истин.

7.Как осуществляется развитие процесса познания?

8.Что является критерием истины?

9.Является ли практика абсолютным критерием?

10.Что в научном познании обозначают фактом?

11.Что понимается под заблуждением?

12.Приведите пример получения ложных знаний.

13.Дайте понятие веры.

14.Какое значение играет вера в познании?

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: