Понятие «субъект» МП
Субъект МП - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями международно-правовых актов.
Любой субъект МП обладает правосубъектностью.
В понятие правосубъсктности в МП входят понятия правоспособности (способность быть обладателем прав и обязанностей) и дееспособности (способность своими действиями приобретать права и обязанности для себя). Дееспособность субъекта МП наступает с момента возникновения правоспособности, как правило с момента возникновения самого субъекта.
Круг субъектов МП
Субъекты МП делятся на основные и производные. Отличаются они тем, что основные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Основные субъекты МП:
1.Государства
Признаки государства:
Территория; население; публичные власти (система органов)
2.Нации борющиеся за национальное самоопределение
|
|
Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.
Чтобы быть субъектом МП нации необходимы: территория на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать, от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.
Производные субъекты МП:
Международные организации: Существует два вида международных организаций:
международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях;
международные неправительственные организации т. наз. органы народной дипломатии - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.)
Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, т.к. В основе их создания лежит договор. Как правило договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются- в подобия государства со своей незначительной армией, границей. подобием суверенитета. Ватикан также имеет аналогичный договор с Италией.
Понятие государственного суверенитета,
Суверенитет - полная самостоятельность и независимость государства во внутренней жизни и вовне. Абсолютного суверенитета нет.
|
|
Признаки суверенитета:
1 Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства),
2. Территориальная целостность ( территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так к в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа;
3.Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций, как внутри государства, так и за его пределами).
Формы и виды МП признания
Международно-правовое признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о там, что рассматривает данное государство как субъект международного права и натрию поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на его территории, достаточно эффективный, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
Признание это право государства, а не его обязанность.
Виды признания:.
1. традиционные виды признания: признание государств; признание правительств
2. Предварительные (промежуточные)
признание наций, признание восставшей или воюющей стороны
признание сопротивления
признание правительства эмиграции
Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо стабилизации положения в стране, где власть была изменена насильственным путем.
Формы признания:
Признание «де факта» фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений, без установления дипломатических отношений (отношения с иностранных государств с СССР в период с 1918 по 30-е годы).
Признание «де юре» открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
Признание «аd hoc* - призвание государства для данного конкретного случая.
Отличие де факто от признания «де юре»
Различие тех форм признания Проявляется в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных правоотношениях. При признании «де факто» этот объем уже.
Признание «де факто»- выражение уверенности в том. что государство или правительство достаточно долговечны.
Признание «де факто» может перейти в признание «де юре» и наоборот. Так. 1911 г. Франция отозвала свое признание у Финляндии, которое та повторно вернула ей.