Среда прямого воздействия включает факторы, которые не посредственно влияют на операции организации. К ним относятся поставщики, учереждения государственного регулирования, потребители и конкуренты (рис.3.2а)
Среда косвенного воздействия (рис.3.2б). Переменными этой среды являются технология (НТП), состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

Рис.3.2а, б. Внешнее окружение
Необходимость управления в организации также является ее общей характеристикой. Если работа в организации делится между ее членами на составные части.
Рис 3.3.Вариант модели влияния непредвиденных обстоятельств на организацию (на эффективность достижения целей организации)
|
Представление о необходимости учитывать внешние по отно-шению к организации факторы (внешние силы воздействия на де-ятельность организации) появилось в конце 50-х годов XX века в связи с развитием системного подхода к организации, которую стали рассматривать как открытую систему, действующую во внешней среде. Ситуационный подход к менеджменту позволил расширить теорию организационных систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной си-туации вариант поведения (взаимодействия) организации с внеш-ним миром определяется конкретными внутренними и внешними факторами, соответствующим образом влияющими на него. Сис-темный и ситуационный подходы стали своего рода реакцией на изменения внешних факторов, которые в возрастающей степени стали оказывать влияние на успешность деятельности органи-зации.

Организация взаимодействий осуществляется с помощьюполномочий, делегирования ответственности, власти, согласования принципов единоначалия, аппарата.
Делегирование - это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи другому лицу.
Ответственность - это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально предусматривающая санкции за просчёты и ошибки.
Полномочия - ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами.
Власть - реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий и наоборот.
Единоначалие ~ один начальник на N-ное количество подчинённых.
Типы полномочий:
1. Аппаратные (штабные) - связаны с колинеальными решениями или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультацией.
2. Рекомендательные - полномочия экспертов, аналитиков.
3. Обязательное согласование штаба с линейными руководителями.
4. Параллельные - с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
5. Функциональные - предлагают или запрещают какие-либо функции.
6. Линейные - внутри аппарата.
Основными являются линейные полномочия.
Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задания









