В качестве основных функций внимания можно выделить:
1. Отбор поступающей информации – отбираются значимые, соответствующие потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочные.
2. Удержание (сохранение) – в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
3. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внешнее выражение внимания проявляется в активных приспособительных движениях (поза, взгляд, мимика и пр.) для лучшего восприятия объекта.
Основными свойства внимания являются:
- концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи;
- объем – количество объектов или элементов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
- переключение – намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;
- распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций;
|
|
- устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте
- отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Внимание обеспечивает сосредоточение сознания человека на нужных объектах. В то же время часто можно наблюдать, как в жизни человек не может сконцентрироваться. Для описания таких ситуаций используются понятия отвлекаемость и рассеянность внимания.
Отвлекаемость возникает при воздействии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Выделяют внешнюю и внутреннюю отвлекаемость.
Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей и при этом наблюдается переход внимания с произвольного на непроизвольный уровень. Появление такой отвлекаемости связано с предметами или явлениями, которые возникают внезапно, действуют с меняющейся силой и частотой. Поэтому при организации учебной деятельности школьников важно, чтобы были устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного занятия.
В основе внутренней отвлекаемости могут лежать сильные переживания, эмоции, отсутствие интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Следовательно, педагог должен быть внимательным к различным переживаниям школьника. Если ребенок находится под влиянием сильных эмоциональных переживаний, сложно рассчитывать на то, что он сосредоточиться на предмете изучения. Педагог должен действовать в зависимости от конкретной ситуации: иногда нужно просто успокоить, подсказать и т.д.
|
|
Если отвлекаемость связана с внешними причинами, то рассеянность указывает на характеристики человека. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность – невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная очень сильной сосредоточенностью его сознания на каком-то объекте. При мнимой рассеянности возникает узость внимания. В литературе ее часто называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Мнимая рассеянность как правило не создает больших проблем в деятельности, хотя часто и делает поведение человека неадекватным ситуации. Намного сложнее дело обстоит с подлинной рассеянностью.
При подлинной рассеянности человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения.
Существуют разные причины подлинной рассеянности:
- физиологические (общее расстройство нервной системы (неврастения), болезни);
- физическое и умственное переутомление, тяжелые переживания;
- очень большое количество и разброс интересов, увлечений школьников;
- ошибки в воспитании;
- плохая организация учебной деятельности (перегрузка учебного материала, неспособность вызвать интерес и др.).
Существуют разные пути преодоления подлинной рассеянности:
- создание оптимальных условий для учебной деятельности;
- систематический контроль за работой учащегося, переходящий в самоконтроль как за процессом работы так и за ее результатом;
- формирование у школьника интереса к учебной работе.
Преодоление рассеянности учащихся требует от педагога настойчивости и терпения.
Закономерность циркуляции внимания состоит в том, что через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания.