Условия поддержания произвольного внимания

ü Прямое требование внимания

ü Поддержание дисциплины на уроке.

ü Усиление впечатления.

ü Осознание долга и обязанности

ü Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности.

ü Привычные условия работы.

ü Возникновение косвенных интересов.

ü Создание благоприятных условий для деятельности.

ü Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

ü Словесный отчёт о том, что уже сделано, а что ещё нужно сделать.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произволным. Проявляется в сосредоточенности на объекте ввиду особого личного интереса.

Совмещает в себе особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного (не нужно волевых усилий для его поддержания).


Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания, их физиологическая основа. Причины неустойчивости внимания. Развитие внимания школьников.

Различают пять свойств внимания:

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

Ф.О. — сила очагов возбуждения и торможения равнозначна.

Связана с глубоким интересом к деятельности, событию или факту. Например, ребёнок играет, ученик решает задачу, читает книгу.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или деятельности.

Ф.О. – очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив.

Устойчивость внимания зависит

- от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект

- от того, активную или пассивную роль играет при этом человек (на неподвижном объекте внимание сохраняется» 5 секунд, если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут)

- от достижения положительных результатов, удовлетворения, радости от работы.

Объём внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.

Ф.О. - расширение участка с оптимальной воз­будимостью.

Объём внимания ребёнка – 2-5 объектов, взрослого – 4-7.

Распределение внимания – это способность одновременно успешно выполнять две или более различные деятельности.

Ф.О. – знакомая деятельность управляется слабым очагом возбуждения, а незнакомая – сильным.

Умение распре­делять внимание необходимо учителю, ученику на уроке, водителю автомобиля, дирижёру, лётчику и др.

Две работы могут успешно выполняться только в том случае, если одна из них или обе привычны, не требует концентрации внимания, контроля сознания.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны.

Младшие школьники плохо распределяют внимание. Поэтому не следует отвлекать внимание ребёнка при выполнении задания, заставлять выполнять несколько дел одновременно. Но постепенно школьника надо приучать к распределению внимания.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одно­го объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Ф.О. – перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

Переключение внимания требует волевых усилий. Поэтому школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной.

Переключение внимания полезно при утомлении и одно­образной работе.

Внимание легче переключать от менее важного к более значительному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: