Понятие внимания. Виды внимания

Вопросы

Лекция 1.7. Внимание и память

1. Понятие внимания. Виды внимания.

2. Функции и свойства внимания.

3. Понятие памяти. Виды памяти.

4. Процессы памяти.

5. Развитие внимания и памяти школьников.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.

Вниманиенаправленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Другие ученые не рассматривают внимание как самостоятельное явление, так как с их точки зрения оно, так или иначе, присутствует в любом другом психическом процессе. Также ведутся дискуссии относительно того к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность человека, в том числе и познавательная невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.

Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека и является необходимым условием всякой деятельности, обеспечивает ее результативность. Роль внимания значительна.

Физиологические основы внимания. Внимание, как и любой другой процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно (И. М. Сеченов). Однако в отличие от других психических процессов внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Для понимания физиологических основ внимания важен установленный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Следовательно, физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других.

Важный вклад в изучение физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (dominas – в переводе с лат. – господство). Доминирующий очаг возбуждения не только подавляет и тормозит другие центры возбуждения, но способен усиливаться за их счет, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышенной устойчивостью, стойкостью. Именно она обеспечивает концентрированное, устойчивое внимание.

Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров.

Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Концепция И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время подтверждение. Современные нейрофизиологические исследования указывают на ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».

Различают следующие виды внимания:

1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание.

2. Произвольное (преднамеренное) внимание.

3. Послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы:

а) внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).

б) внутренние причины (интересы; настроение; переживания; потребности человека).

2. Произвольное внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности (т.е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы – указания, самоприказ и пр.).

Условиями возникновения произвольного внимания являются:

- осознание обязанности в выполнении данной деятельности;

- отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.

Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов.

Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного, после него, в результате интереса к самому процессу деятельности и не требует специальных волевых усилий. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом (и не столько к результату, сколько к процессу деятельности). Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна – человек испытывает удовлетворения от хода деятельности и достигает поставленную цель.

В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: