Соотношение экономики, политики и права

Политический прогресс и его критерии

Политический прогресс — это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных

интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.

В качестве критериев политического прогресса выделяют следующие параметры существования политических систем:

степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О достаточно высокой степени их развития свидетельствует, например, наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. И, наоборот, их сосредоточение в одном органе или человеке — верный признак примитивизации политических отношений, наступающей в силу тех или иных причин;

— характер стимулов политической деятельности: в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия;

— наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не апологетике собственного состояния. Эту роль выполняет прежде всего общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские организации;

— нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Эти критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса, но не весь его в целом.

литература

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 4. § 4.

Ильин В.В., Панарин АС., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

Ковалев А.М. Многомерность общественного процесса и политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки. 1996. № 1.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 3.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.354—368.

Экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.

Политика — это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения данных понятий. Одни ученые считают, что между этими понятиями нет приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второй точке зрения экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется в двух вариантах: в первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.

ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1.Тема 4.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 6—8.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 31.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 7.

Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция 8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 89—102.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной.М., 1996. Гл. 12.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7,17.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл.6.

Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996.

Лекция 8.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 10—23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: