Понятия темы

Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

Гуманистическая педагогика Эпохи Возрождения.

Средневековые школы и университеты.

Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние века.

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в западной Европе

в средние века и Эпоху Возрождения (VI – XVI вв.)

Основные вопросы

Религиозность, схоластика, церковная школа, ученичество, рыцарское воспитание, цеховые школы, гильдейские школы, коллеж, университет, ректор, декан, прокуратор, бакалавр, магистр, доктор, ваганты, землячество, гуманизм, утопия.

Рекомендуемая литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

2. Зинькова, Н.К. История образования и педагогической мысли в схемах, таблицах, творческих заданиях: учеб. пособие / Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2002. – 234 с.

3. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева [и др.]; под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 432 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.

5. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 3-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007. – 240 с.

6. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов [и др.]. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

7. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с.

1. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние века.

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в начале XVII века. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым и главным фактором являлась христианская традиция. Второй факторвлияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания). Средневековье условно подразделяют на три периода: V – X вв. – раннее Средневековье; XI – XIII вв. – развитое Средневековье; XIV – XVI вв. – позднее Средневековье, больше известное как Эпоха Возрождения или Ренессанс.

Возникновение средневекового образования традиционно связывается с развитием христианской церковной культуры и ее ролью в обществе. Христианство привлекало идеей равенства всех, богатых и бедных, перед небесами, обещая райское воздаяние наиболее обездоленным в земной жизни. Средневековье выдвигало совершенно иной, нежели античность, тип личности – покорной, «знающей свое место», даже если это феодалы. Религиозность определяла образ мыслей, уклад жизни и, конечно же, цели и содержание воспитания. Католическая церковь стала духовным центром западноевропейского Средневековья и монополизировала сферу образования. В этой традиции заметно присутствие элемента авторитарности ("господства авторитетов"). Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному – "языческому" воспитанию. "Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу", – писал папа Григорий I (VI в.), требуя устранить из образовательной программы греко-римскую литературу. Проповедуя общечеловеческие нравственные заповеди – любовь к людям, равенство, справедливость, христианство ориентировало на небесную жизнь, рассматривая земной путь как подготовку к спасению души. Поэтому философско-педагогическая мысль европейского Средневековья цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судья. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками.

Главной книгой, источником любых знаний для христиан стала Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета. Именно в Новом Завете обосновываются христианские ценности, цели и содержание воспитания. Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры. Работа с учащимися по этому пособию сопровождалась устными наставлениями на родном языке. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Такой способ обучения был вызван господством схоластики (от греч. shcolastikos – школьный, ученый) в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв.

Схоластика являлась учением средневековой религиозной философии и разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, подавая в логически стройном виде теоретическое обоснование догм христианского вероучения с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей. В раннюю эпоху (по крайней мере до XII–XIII вв.) схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла положительную роль. Схоласты обращались к разуму, разрабатывали формальную логику, в которой видели действенный метод открытия научных истин. "Это была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества", – так пишет об этом русский историк Т.Н. Грановский. Однако в школьном обучении схоластика проявилась в механической зубрежке готовых вопросов-ответов без понимания их смысла, что лишало всякой ценности суждения учеников, самостоятельность добытых ими знаний.

Важную роль в создании новой идеологии, обучения и воспитания в том числе, сыграл блестящий французский богослов-схоласт и педагог П.Абеляр (1079–1142). Обладатель живого ума, Абеляр в сочинении "Да и нет" пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знаниерезультат прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству. "Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти нечто новое", – говорил он. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. Другой философ и теолог Фома Аквинский (1225/26–1274) попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе. Глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096–1141) подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. Он утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки также учат истине, но бессильны достичь христианской истины. Наставник детей французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании на первое место ставил нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми. Таким образом, каждый из них внес свою лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения, пытаясь соединить веру и разум, подчеркивая неразрывную связь между религиозными и светскими началами в воспитании.

Христианское воспитание было обращено к каждому человеку в равной степени, но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали. В этом смысле особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии – доблесть, главным достоинством духовенства – благочестие и т.п. Соответственно общество представляло собой конгломерат социокультурных типов, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.

Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились для него даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало мастера увеличивать срок обучения (в XIV-XV вв. оно длилось 8-10 лет). Во многих договорах об ученичестве обусловливалось, что мастер позволил ученику посещать в течение одного года или двух лет школу или сам выучит его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем и работал у мастера за плату пока не открывал собственное дело.

Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию, программа которого включала "семь рыцарских добродетелей": владение копьем и мечом, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Но сначала юношей обучали военному искусству. Обучение грамоте не было обязательным. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, исполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности. Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы оруженосца на первый план выдвигалось религиозное воспитание. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр. Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, кодекс чести, идеи эстетического и физического развития рыцарства переступали узко-сословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

2. Средневековые школы и университеты.

На протяжении периода, длившегося с V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. В целом в раннесредневековой Европе сложились несколько типов церковных школ: монастырские, приходские, соборные (епископальные, кафедральные) школы. Одними из первых открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, бернардинцев. В них давалось элементарное образование: начала грамоты, счета, пение псалмов. Сроки обучения, как и возраст обучаемых, не регламентировались. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия превратилась в единственный язык ученых, а также язык преподавания. В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце XIII в. в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Но именно в XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах. Первенство в организации монастырских школ захватили орден капуцинов – францисканцев (создан в 1212 г.) и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы – Роджер Бэкон (ок. 1214–292), Фома Аквинский (1225/26–1274).

Приходские школы представляли собой низшую ступень образования и давали возможность получить элементарное образование детям из беднейших слоев населения. Ее главная цель заключалась в религиозно-нравственном воспитании, подготовке клириков и хористов для церковного хора. Такие школы открывались либо непосредственно в домах священников, либо при церквях, детей обучали основам грамоты (чтение, письмо, иногда счет), церковному пению, латинской азбуке и молитвам.

Соборные школы функционировали при соборах, епископских кафедрах и их было немного. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. В них учились дети из привилегированных сословий. Обучение проходило по программе «семи свободных искусств», которая включала следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику. Особенно основательно изучались дисциплины, которые являлись базовыми для будущих священнослужителей, – грамматика и музыка. В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось обучению игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом. Музыке обучали с помощью нот, обозначаемых буквами алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость – наилучший способ овладения христианским школьным знанием. "Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу", – таков был девиз школы. В итоге церковные школы раннего Средневековья принесли не много пользы. Детям из низших слоев, т. е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже – по голому телу. В XIV-XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, причем в XV в. бич стал вдвое длиннее, чем ранее. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагалось вбивать кулаками. Характерно, например, что название популярного в те времена учебника по грамматике "Берегущий спину" как бы предупреждало нерадивых о неотвратимом физическом наказании. Призывы некоторых деятелей церкви – в частности, Анселъма Кентерберийского (1033–1109) прекратить вакханалию наказаний, педагоги не слышали.

В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком их жизненным потребностям образовании. Городские школы рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же самое время гильдейских школ. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей. Но постепенно города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей.

Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие в XIV-XV вв. во Франции коллежи. Это были светские учебные заведения, которые служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллежами пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Школяры жили в самых бедных районах города и существовали на подаяния. Нередко они шли на разбой и убийства. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Университеты учреждались и светской властью. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела.

Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И, тем не менее, университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, например, итальянский поэт Данте. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском и того больше – 17. Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника.

Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т. е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – преподаванием канонического права, Орлеанский – преподаванием гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) – медицины, университеты Испании отличались преподаванием математики и естественных наук, университеты Италии – преподаванием римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает занятия бывший студент Т. Платтер (1492–1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали, переводили и комментировали эти выдержки. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник – бакалавр – вел дискуссию, т. е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, нередко прерывали оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. "Научными штудиями" схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: "Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др.).

3. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV – начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Особенностями культуры и образования Эпохи Возрождения стали их светский характер, гуманистическая философия и обращение к античному наследию. В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, которое долгие столетия было известно только самим церковнослужителям. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно, физически и эстетически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталонами мудрости, нравственности, духовности. Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Поэтому гуманисты связывали моральный и социальный прогресс общества с целенаправленным воспитанием. Эти объясняется особое внимание к педагогике в Эпоху Возрождения, когда педагогическая мысль опережала образовательную практику, сохранившую традиционную для средневековой Европы форму.

К новым направлениям в развитии педагогической мысли этого периода относятся:

· четкое представление идеала воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, которое базируется на трех слагаемых: классическое образование, интенсивное физическое развитие и духовно-гражданское воспитание (педагогическая триада Эпохи Возрождения;

· провозглашение принципа уважения личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям;

· выдвижение на первый план нравственного воспитания с целью формирования у детей таких качеств, как жизненная активность, способность к выполнению гражданского долга, почитание старших, благочестие;

· новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, развивающего активность и самостоятельность учащихся;

· обогащение программы классического образования за счет введения греческого, правильного латинского и родного языков, античной литературы, а также расширения естественного цикла знаний;

· осознание важной роли учителя в обучении и воспитании детей, который должен быть высокообразованным, доброжелательным, проницательным и хорошо разбираться в детской природе, учитывать индивидуальные особенности детей.

Ростки педагогического гуманизма появлялись в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Гуманистические мотивы слышны у французского педагога, канцлера Парижского университета Жана Шарля Герсона (1363-1429). В трактате "Приведение детей к Христу" он призывает наставников к кротости и терпению ("детьми легче руководить ласками, нежели страхом"). Смелыми для своего времени были предложения испанского мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1316). Он считал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту эпоху латынь была альфой и омегой обучения), что следует приучать ребенка к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии ("я нахожу весьма привлекательным обычай мусульман учить детей профессии").

Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV-XVI вв. стал для европейца более широким и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретенное в середине XV в. книгопечатание. Гуманисты заново открыли, как много в культуре и образовании сделали античные народы Греции и Рима. Сформулированные педагогами-гуманистами идеи отражались на педагогической действительности: возникали новые типы учебных заведений, пересматривались содержание, формы, методы обучения, создавались новые учебники и учебные пособия. Схоластическое образование уступило место классическому (грамматико-риторическому), суровая дисциплина средневековья сменилась на более мягкую и гуманную.

4. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение "Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе были:

Итальянец Витторино да Фельтре (1378–1446) создал школу под названием "Дом радости", где учились дети разных социальных классов, а также помимо мальчиков обучались и девочки. Особое внимание в школе уделялось интеллектуальному развитию детей, эстетическому и физическому воспитанию (прогулки, спортивные игры, танцы и т. д.). В центр образования он поставил классические языки и литературу, требовал сознательного усвоения знаний и самостоятельного творчества учеников. Витторино ввел новые методы обучения: использовал подвижные буквы для обучения грамоте, посредством игры сообщал детям первоначальные сведения по арифметике, геометрию дети познавали при помощи измерения площадей и объемов. Его девизом были слова: "Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор". Большое внимание да Фельтре уделял нравственному и физическому воспитанию своих учеников, используя для этого пример как метод воспитания.

Голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536) считал, что достижение счастья и всеобщего благоденствия, преобразование мира связано с воспитанием. Основная цель педагогических усилий – воспитание морального долга и послушания. В своем сатирическом произведении "Похвала глупости" он высмеивал нравы и пороки общества того времени – невежество, тщеславие, лицемерие. Впервые в педагогике обратил внимание на воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека: "Людьми не рождаются, но делаются путем воспитания". Выступал в защиту ребенка и детства, был противником жестокости средневековой школы, которую называл "пыточной камерой". Главную цель обучения он видел в формировании у ребенка потребности учиться проявлять собственную активности в деятельности.

Хуан Луис Вивес (1492–1540) – испанский педагог. Был учителем дочери английского короля Генриха VII. Написал трактаты: "О методе обучения", "Об изучении языков", "О порче нравов". Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины-христианки, в котором осуждал как предрассудок положение о вреде образования для женщины. Выступал против схоластического обучения: "В обучении – главное вещи, а не одни слова". В формировании нравственности придавал первостепенное значение личности учителя как носителя авторитета и нравственного примера.

Французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553) был священником, врачом и профессором анатомии. Свои педагогические воззрения он изложил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором едко и остроумно критиковал средневековый уклад воспитания, аскетизм и ханжество, противопоставляя ему программу воспитания "свободного и благонравного человека". Он противопоставил в свойственной ему ироничной манере схоластическое обучение гуманистическому воспитанию и показал, как может измениться личность (сын короля Гаргантюа) с помощью гуманистических воспитательных идей.

Английский мыслитель, основоположник утопического социализма Томас Мор (1478–1535) в трактате "Утопия" на примере жизни граждан вымышленного государства-острова Утопия показывает преимущества бесклассового общества, в котором всем детям дается хорошее воспитание. Такое воспитание возможно только при условии, если оно будет всеобщим и обязательным. Выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству. Естественно, что жители утопии не знают частной собственности и живут счастливо. Все преподавание в утопической школе ведется на родном языке. В обучении широко применяют наглядность и экскурсии. Собственно, Т.Мор был первым, кто выдвинул идею о соединении обучения с производительным трудом. Поэтому все утопийцы обязательно изучают земледелие и практически знакомятся с ним на полях, обучаются дополнительно какому-нибудь ремеслу. Большое значение мыслитель придавал нравственному воспитанию молодежи. Считал, что любовь к Родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм – те качества, которые лежат в основе нравственного воспитания.

Французский философ Мишель Монтень (1533–1592) в своем произведении "Опыты" предложил концепцию человека нового времени, самостоятельно и свободно мыслящего, широко образованного. Главная цель образования, по мнению гуманиста, – научить самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения, а не сообщать готовые знания, так как ценны те знания, которые получены опытным путем. В его книге содержится около 3000 цитат. Монтень требовал активного, сознательного усвоения знаний, превращая их в достояние самих учащихся: "Пусть учитель заставит учеников изложить выученное во ста различных видах и применит это к стольким же различным случаям для того, чтобы выделить, хорошо ли они все это поняли и усвоили". Был также сторонником мягкой дисциплины и привлекательности учебных занятий.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568–1639) в своем утопическом произведении "Город солнца" создал модель идеального государства, основанного на принципах гуманизма и справедливости. Жители этого города (солярии) ведут счастливую совместную жизнь: вместе трудятся, имеют возможность заниматься науками и искусством. Благодаря отсутствию частной собственности и правильному воспитанию они отличаются отменным здоровьем, свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, воровство и плутовство. Считал, что воспитание должно быть под контролем правителей. Развивал идею наглядности обучения, первостепенности трудового и физического воспитания.

РЕЗЮМЕ

Средние века и Эпоха Возрождения были важным периодом в становлении педагогического знания, что выразилось в развитии ряда идей образования и воспитания, которые впоследствии нашли свое практическое воплощение. От этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: