Понятие о споре

ТЕМА. ДИСКУТИВНО-ПОЛЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Лекция № 5-6

1. Понятие о споре

2. Типы споров.

3. Ведение спора. Доказательство в споре.

4. Опровержение точки зрения оппонента.

5. Непозволительные уловки.

6. Поведение во время спора.

Особым типом публичной речи является дискутивно-полемическая речь, т.е. речь конструктивного публичного спора, диалога оппонентов, в результате которого находят решение многие научные, общественно-политические и просто бытовые проблемы. В период общественной разноголосицы, отсутствия непререкаемых авторитетов и единых ценностей, плюрализма (т.е. множественности) идей и идеологий только честный, гласный спор, столкновение различных точек зрения поможет возникнуть общественному согласию. В такие периоды как никогда верен древний афоризм о том, что истина рождается в спорах.

Полемическое мастерство — особый вид словесного искусства, родившийся в глубокой древности. Высочайшего развития теория и практика спора достигла в Древней Греции. Именно там родилась такая форма изложения мыслей в вопросно-ответной форме, как диалог. Именно в такой форме излагал свое учение великий Сократ, беседы которого с различными людьми записал греческий философ Платон. Теоретиком искусства спора был Аристотель. Одна из книг его логического труда «Топика» посвящена диалектическим дискуссиям. По Аристотелю, в споре незаменимым оружием является диалектика — «искусство открытий», которая помогает, не впадая в противоречия, делать заключения, неуклонно приближаясь к истине. Аристотель полемизировал с софистами, «лжемудрецами», которые, вступая в спор, добивались победы с помощью различных логических и психологических уловок. Из греческого языка пришел термин «эристика» — искусство вести спор, полемику (от греч. eristikos — спорящий).

В истории человечества известны многие знаменитые споры, очные и заочные, устные и письменные, которые велись иногда на протяжении десятилетий и, не имея фактического окончания и «победителей», тем не менее во многом способствовали развитию человеческой мысли и знания. Примером такого спора можно считать по сей день не оконченную полемику между «западниками» и «славянофилами» о выборе исторического пути развития России: «европейского» или самобытного, обусловленного географическим положением, особенностями истории и самосознания народа.

Спор как один из видов человеческой деятельности активно изучается с точки зрения логики, психологии и языка. Великолепное теоретическое и практическое пособие по ведению спора, написанное ярким, образным языком, опубликовал в 1918 году русский философ и логик СИ. Поварнин.

Слово спор, понимаемое как термин, обозначает столкновение точек зрения по какому-либо вопросу, в процессе которого каждая из сторон отстаивает свою правоту с помощью различных доказательств. Для обозначения столкновения позиций, мнений в русском языке используются и другие слова: диспут (от лат. disputare — рассуждать) — публичный спор на научную или общественно важную тему; дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) — публичный спор, попытка выяснения истины путем гласного сопоставления различных точек зрения. Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный), в отличие от диспута и дискуссии, — это спор при явной конфронтации, противоборстве идейных позиций сторон. Цель полемики прежде всего в опровержении противника, в утверждении собственной позиции. Споры, которые возникают при обсуждении докладов, выступлений на конференциях, заседаниях различных обществ, называют обычно дебатами (от франц. debat — спор), или прениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: