Кардинализм

Концепция рационального потребительского поведения

Тема 7. Теория потребительского поведения

Вопросы

1. Концепция рационального потребительского поведения. 1

2. Кардинализм.. 1

3. Ординализм.. 2

4. Динамическое равновесие потребителя. 4

5. Эффект дохода и эффект замещения (замены) 5

Основные понятия и категории:

Концепция рационального экономического поведения. Кардинализм. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Первый закон Госсена. Второй закон Госсена. Ординализм. Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривая «доход-потребление». Кривая «цена-потребление». Эффект дохода и эффект замещения.

В силу ограниченности доходов и ресурсов экономические субъекты всегда вынуждены делать выбормежду различными вариантами деятельности. Экономическая наука уделяет большое внимание изучению природы выбора. Выработанная концепция рационального экономического поведения заключается в том, что имеющиеся варианты решений индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации ин­дивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.

Существуют два главных способа изучения рационального потребительского поведения. Первый – количественный - кардинализм - основан на допущении возможности точно измерить полезность благ с использованием гипотетических количественных единиц полезности - ютилей. Второй - порядковый - ординализм, концентрирующий свое внимание на приоритетах потребления (нем. die Ordnungпорядок). В ординализме внимание концентрируется на сравнительных предпочтениях, т.е. на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных.

Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя от покупок кардиналисты используют условный показатель полезности благ (обозначается U от англ. utility - полезность). Последовательно покупая все большее количество экономических благ потребитель стремится увеличить для себя их суммарную (общую) полезность.

Рисунок 7.1 - Функция общей полезности (TU) Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц определенного блага называется общей полезностью (и обозначается TU). Общая полезность сначала увеличивается до определенного предела, а затем начинает снижаться. Однако при совершении последовательной серии покупок одного и того же блага каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие.
Рисунок 7.2 - Функция предельной полезности (MU) Предельная полезность (MU) - это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления товара: Геометрически значение предельной полезности равно тангенсу угла наклона касательной к кривой общей полезности TU. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления товара угол наклона этой касательной уменьшается, следовательно, понижается MU товара.

Первый закон Госсена, или закон убывающей предельной полезности благ: по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы блага.

Ограниченность личного бюджета и стремление использовать его наиболее рационально, вынуждают покупателя соотносить между собой полезность благ с суммой уплаченных за них денег. Если покупатель убежден, что полезность благ соразмерна с его ценой, то он покупает данное благо. При этом пока предельная полезность на единицу денежных затрат (MU/P) хотя бы одного блага выше, чем у других, покупатель перераспределяет покупки в его пользу. Итогом становится увеличение общей полезности. Равновесие потребителя достигается тогда, когда предельная полезность на единицу затрат сравняется у всех закупаемых благ - никаких мотивов к изменению структуры расходов в этой ситуации у него уже не будет. Математически это можно выразить так:

TU = max, при или

где MU1... MUn - предельная полезность покупаемых благ; P1...Pn - цена покупаемых благ; λ - предельная полезность денег.

Второй закон Госсена: при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.

Таким образом, с позиций кардинализма, в оптимуме потребителя соотношение цен товаров должно соответствовать соотношению их предельных полезностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: