Развитие школы и системы образования в советский период

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.

Представители творческой педагогики советского периода.

Развитие школы и системы образования в советский период.

План

Тема 8. Школа и педагогика советского периода (XX в.)

История отечественной школы и педагогики XX века отличается развитием в качественно новых общественно-политических и социальных условиях. После прихода к власти в 1917 году большевиков движение образования приобрело массовую направленность, к чему приобщились широкие слои населения. Впервые в истории России и населявших ее народов образование становилось всеобщим, бесплатным и доступным каждому, вне зависимости от социальной, национальной или расовой принадлежности. Однако безоглядный отказ новых властителей от «старой» образовательной системы по идеологическим причинам, затруднил возможности развития педагогической науки в обстановке свободной идейной полемики, что было характерно для русской педагогики предшествующего столетия. В новый – советский период времени, сформировалась система воспитания, которая выдвигала на первый план политико-идеологическую доктрину образования личности, жестко подчиненной интересам общества. Это серьезно повлияло на развитие отечественной школы и педагогики. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Обращение наркома по просвещению», «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

Всю работу по реорганизации школы возглавил Наркомат просвещения – Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения был A.B. Луначарский (1875–1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 г. Совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др. он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Все его многочисленные публикации по вопросам просвещения посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания. В статье «О социальном воспитании» (1918) Луначарский ставит вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек – для себя или для общества. Ответ – в интересах социалистического общества.

Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация образования понималась им как триединая программа:

как содержание образования, тесно связанное с жизнью, реальным трудом;

как обучение через труд, связанное с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.);

как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских.

Главным теоретиком Наркомпроса стала Н.К. Крупская (1869–1939). В первые годы после Октябрьской революции она участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов советской школы. Еще во время эмиграции (1901–1917) заинтересовалась проблемами школы и педагогики. В дореволюционный период наибольший интерес представляет ее работа «Народное образование и демократия» (1917), где дана марксистская трактовка развития европейской школы и педагогики. При ее активном участии в 1920-е гг. проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. С именем Крупской связаны разработка теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания. Планировалось, что в структурном отношении школа будет состоять из двух ступеней: I ступень (5 лет) – с 8 до 13 лет, II ступень (4 года) – с 14 до 17 лет.

Деятельность школы решено было строить на следующих принципах: совместного обучения, бесплатности образования, гуманного отношения к ребенку, детского самоуправления как средство демократизации учебно-воспитательного процесса, связи школы с жизнью, с миром труда, природой и обществом, забота о физическом здоровье детей. Вместе с тем декларативные заявления о гуманистической направленности новой школы не вязались с классовым подходом к организации школы (пролетарии – буржуи, красные – белые). Представление о новой школе плохо уживалось с реальностью, наполненной ненавистью и жестокостью.

Несмотря на внешнюю прогрессивность программы развития новой школы, предложенной большевиками, широкой поддержки у учителей она не получила. Перенос центра тяжести работы школы на трудовую деятельность, утилитарный характер школьного образования, его чрезмерная идеологизация, отход от традиций русской школы – все эти тенденции отвернули учительство от новой школы.

Развернувшаяся с 1919 г. дискуссия о школе II ступени привела к необходимости оставить школу-семилетку с двумя центрами: первый центр – 4 года, второй – 3 года. В 1922 г. основным типом общеобразовательной школы в Советской России становится 9-летняя школа с двумя ступенями: I ступень – 5 лет, II –4 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: