Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) родился на Херсонщине, в бедной крестьянской семье. После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы в сельской школе. Спустя три года, в 1938 г., окончил Полтавский педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны был тяжело ранен. После освобождения приехал в родные места и в качестве заведующего районо принялся за восстановление школ района. С 1948 г. становится директором Павлышской средней школы в Кировоградской области Украины. Кандидат педагогических наук (1955), член-корреспондент Академии наук СССР (1957).

Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится на 50–60-е гг. Педагогическое наследие Сухомлинского разносторонне и разнопланово. Его занимали различные аспекты воспитания молодого поколения – идейно-политическое, гражданское, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое. Интересовали педагога и проблемы дидактики. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей. Большое внимание уделял вопросу организации педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого уровня педагогического мастерства. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта. Одним из первых Сухомлинский начал подготовку детей 6-летнего возраста к обучению в школе. Многие инновации, впервые появившиеся именно в стенах Павлышской школы (педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительская школа и др.), прочно вошли в массовую педагогическую практику.

Центральная часть дидактической системы Сухомлинского – трудовое воспитание. В Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией. Сухомлинский считал педагогику не только наукой, но и искусством. Придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьной пионерской и комсомольской организаций. Оперировал в воспитательной работе яркими образами, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты. Вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в деятельности простой средней школы. Написал ряд литературно-художественных произведений: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллективна», «Павлышская средняя школа» и др. Взгляды Сухомлинского на воспитание (доверие и уважение к личности ребенка, ограничение сферы влияния коллектива на личность, воспитание без наказания, признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности, воспитание у школьников свободы выбора и др.) не соответствовали линии, проводимой официальной педагогикой. Поэтому его работа «Этюды о коммунистическом воспитании»(1974) была подвергнута критике, а сам автор обвинен в проповеди «абстрактного гуманизма». Последние годы его жизни были омрачены нападками со страниц печати, обвинениями в недостаточной партийности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: