Операционально-комплексной отработки. Правило рекомендуетрешать вопрос о методике обучения действиям, учитывая сложность структуры отрабатываемого действия

Правило рекомендует решать вопрос о методике обучения действиям, учитывая сложность структуры отрабатываемого действия, его отдельных операций и приемов, трудности овладения ими по прошлому опыту других обучающихся. Действия с простой структурой, малым числом операций отрабатываются сразу целиком. При отработке действий со сложной структурой следует первоначально выделить в них те операции, которые трудны для выполнения, и их нужно отработать отдельно и до отработки всего действия.

Принцип профессионализации учебных трудностей констати­рует общую и специальную зависимость качества усвоения учебно­го материала, темпов, роста реальной подготовленности обучаю­щихся сотрудников и военнослужащих внутренних войск от сте­пени и характера трудностей, присущих подготовке. Преодоление трудностей учебы мобилизует силы и возможности обучающихся, способствует успешности овладения учебным материалом, форми­рует умение и привычку управлять собой и, что профессионально важно — приучает действовать в условиях преодоления трудно­стей.

Правило профессионализации трудностей. В профессиональнойподготовке трудности должны быть не только общими, присущими любой учебе (необходимость тратить силы и время и пр.), но и профессиональными. Необходимость преодоления их активизирует волевые, моральные, деловые, педагогические и психологические качества, что приводит к их развитию. Нельзя, например, стать смелым, не попадая в трудные условия, когда надо проявить смелость.

избирательного подбора трудностей. Создание учебных трудностей на каждом занятии должно осуществляться прицельно, с ориентацией на моделирование встречающихся в профессиональной деятельности, что приводит в действие Механизмы развития соответствующих качеств и свойств., нужных профессионалу;

индивидуализации трудностей, их доступности. Правило заключается в разработке методики занятия, отвечающей уровню подготовленности обучающихся, достигнутым на предшествующих занятиях результатам. Доступность оценивается и подбирается с учетом подготовленности учебной группы и отдельных обучающихся. Доступность не путать с легкостью, которую следует избегать. Нужно выбирать тот уровень трудностей, который является максимально посильным, доступным;

максимально доступного темпа наращивания трудностей. Правило констатирует необходимость не разового создания, а практически непрерывного наращивания профессиональных трудностей от занятия к занятию с учетом успешности преодоления трудностей обучаемыми (группой и индивидуально), создававшихся на предыдущем занятии. Причем каждая порция прироста трудности на проводимом занятии должна быть тоже максимальной, но доступной, т.е. всегда надо учить на пределе доступной трудности.

Принцип профессиональной надежности важен для построе­ния всей подготовки, но особое значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных, особых, чрезвычайных условиях. Его правила:

прочности усвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности обучаемых сотрудников;

автоматизации действий, которые должны быть отработаны до навыка. Такие действия устойчивы к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению и др.) и выполняются качественно даже когда такие факторы действуют;

гибкости, требует готовить сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных условиях;

устойчивости к помехам, выступающих в виде различных отвлекающих, мешающих внешних и внутренних факторов, сильного противодействия. Готовить к встрече с ними надо предварительно, специально, разнообразно и систематически;

взаимозаменяемости - выделяет необходимость учить каждого сотрудника к выполнению функций другого, временно отсутствующего члена группы (раненого, куда-то направленного, временно отсутствующего) или даже старшего, начальника, командира, на случай возникновения сложных, запутанных, опасных условий, которые могут возникнуть в ситуациях борьбы с преступниками, при стихийных бедствиях, в служебно-боевой обстановке;

упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионалу правоохранительных органов должна быть присуща готовность добиваться цели, невзирая на трудности на пути к ней и даже временные неудачи, не отчаиваться, не пасовать. Эта готовность не божий дар, а формируема и зга задача призвана решать­ся при проведении занятий.

Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника, военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обу­чался их выполнению. Принцип особо важен для построения оп­тимальной методики профессиональной подготовки в правоохра­нительных органах, ибо решение задач личным составом почти ежедневно сопряжено со сложнностями. Поэтому нужно постоян­ное моделирование на занятиях учебных условий, схожих с ре­альными, приучение действовать в таких условиях, превращение их в хорошо знакомые и освоенные.

Правило подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводить отработку всех действий на занятиях до выполнения их в таких условиях. Разумеется, к этому следует подходить, соблюдая по­следовательность и доступность.

Правило выбора и моделирования внешних условий содержит рекомендацию выбирать место, время и погодные условия, типич­ные для решения сложных профессиональных задач и затруд­няющих их решение. Кроме того, даже после выбора часто бывает необходимость делать их максимально похожими на реальные с помощью различных средств имитации и моделирования.

Правило моделирования внутренних условий считает обяза­тельным вызывать у обучающихся с помощью методических средств и приемов внутренние трудности (познавательные, воле­вые, эмоциональные, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на фоне их все требуемые действия.

Правило актуализации необходимых в максимально трудных условиях навыков, умений, качеств. Навык, проявляющийся только в упрощенных условиях, — не тот навык, который сослу­жит службу в критический момент, а, скорее всего, подведет спе­циалиста. Приближая условия к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым, делать это с ориентацией на вполне опреде­ленный компонент профессионального мастерства. Так, скорость тактического мышления возникает только при условиях, когда надо ее проявлять; находчивость — в условиях, требующих ее; решительность — когда трудно принимать решение, но надо и причем быстро и др.

Правило наращивания противодействия до реального отра­жает типичность для правоохранительной деятельности противо­действия криминального элемента, причем зачастую отчаянного,. Нужно выбирать тот уровень трудностей, который является максимально посильным, доступным;

максимально доступного темпа наращивания трудностей. Правило констатирует необходимость не разового создания, а практически непрерывного наращивания профессиональных трудностей от занятия к занятию с учетом успешности преодоления трудностей обучаемыми (группой и индивидуально), создававшихся на предыдущем занятии. Причем каждая порция прироста трудности на проводимом занятии должна быть тоже максимальной, но доступной, т.е. всегда надо учить на пределе доступной трудности.

Принцип профессиональной надежности важен для построе­ния всей подготовки, но особое значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных, особых, чрезвычайных условиях. Его правила:

прочности усвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности обучаемых сотрудников и военнослужащих;

автоматизации действий, которые должны быть отработаны до навыка. Такие действия устойчивы к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению и др.) и выполняются качественно даже когда такие факторы действуют;

гибкости, требует готовить сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных ус­ловиях;

устойчивости к помехам, выступающих в виде различных отвлекающих, мешающих внешних и внутренних факторов, сильного противодействия. Готовить к встрече с ними надо предварительно, специально, разнообразно и систематически;

взаимозаменяемости - выделяет необходимость учить каждого сотрудника к выполнению функций другого, временно отсутствующего члена группы (раненого, куда-то направленного, временно отсутствующего) или даже старшего, начальника, командира, на случай возникновения сложных, запутанных, опасных условий, которые могут возникнуть в ситуациях борьбы с преступниками, при стихийных бедствиях, в служебно-боевой обстановке;

упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионалу правоохранительных органов должна быть присуща готовность добиваться цели, невзирая на трудности на пути к ней и даже временные неудачи, не отчаиваться, не пасовать. Эта готовность не божий дар, а формируема и зга задача призвана решать­ся при проведении занятий.

Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника, военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обу­чался их выполнению. Принцип особо важен для построения оп­тимальной методики профессиональной подготовки в правоохра­нительных органах, ибо решение задач личным составом почти ежедневно сопряжено со сложнностями. Поэтому нужно постоян­ное моделирование на занятиях учебных условий, схожих с ре­альными, приучение действовать в таких условиях, превращение их в хорошо знакомые и освоенные.

Правило подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводить отработку всех действий на занятиях до выполнения их в таких условиях. Разумеется, к этому следует подходить, соблюдая по­следовательность и доступность.

Правило выбора и моделирования внешних условий содержит рекомендацию выбирать место, время и погодные условия, типич­ные для решения сложных профессиональных задач и затруд­няющих их решение. Кроме того, даже после выбора часто бывает необходимость делать их максимально похожими на реальные с помощью различных средств имитации и моделирования.

Правило моделирования внутренних условий считает обяза­тельным вызывать у обучающихся с помощью методических средств и приемов внутренние трудности (познавательные, воле­вые, эмоциональные, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на фоне их все требуемые действия.

Правило актуализации необходимых в максимально трудных условиях навыков, умений, качеств. Навык, проявляющийся только в упрощенных условиях, — не тот навык, который сослу­жит службу в критический момент, а, скорее всего, подведет спе­циалиста. Приближая условия к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым, делать это с ориентацией на вполне опреде­ленный компонент профессионального мастерства. Так, скорость тактического мышления возникает только при условиях, когда надо ее проявлять; находчивость — в условиях, требующих ее; решительность — когда трудно принимать решение, но надо и причем быстро и др.

Правило наращивания противодействия до реального отра­жает типичность для правоохранительной деятельности противо­действия криминального элемента, причем зачастую отчаянного, связанного с применением оружия. «Игра в поддавки»- условия, которые приемлемы для занятий» Они годятся лишь на начальном этапе отработки действий, а затем сила противодействия должна наращиваться, доводиться до реального игрового про­тивоборства.

Правило отработки действий в составе группы и в макси­мально трудных условиях. Если все время заниматься одиночной подготовкой и отрабатывать действия в индивидуальном порядке, а в реальных условиях сотруднику придется выполнять их во взаимодействии с другими, то надо ожидать срывов. Правильная подготовка такова: начинать с одиночной подготовки, овладения отдельными сотрудниками выполнением своих действий, доведе­ния последних до уверенного, с элементами зарождающего автоматизма выполнения. Затем надо перейти к отработке действий в составе группы, в ходе которых индивидуальные действия будут доводиться до автоматизма, причем автоматизма согласованного выполнения с действиями других членов группы, становясь одновременно навыками и умениями групповых действий.

Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, находясь в тесных взаимосвязях и взаимообусловленностях. Мало пользы взять к реализации один ил несколько из них. Успех приходит лишь при полном и правильном их использовании. /

Выводы по третьему вопросу. Педагогические принципы профессиональной подготовки — специальная система основных, исходных требований к построению процесса подготовки, выпол­нение которых обеспечивает решение стоящих перед ней задач. Специфика профессиональной подготовки связана со специ­фикой ее закономерностей151, обусловленных тем, что она:

—проводится с людьми, которые занимаются правоохранительной деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее;

—проводится для людей, имеющих не только общее, но уже и профессиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач;

—является именно подготовкой, а не обучением;

—отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности ее.

Поэтому и принципы профессиональной подготовки, прово­димой в правоохранительных органах, не общедидактические и не чисто дидактические193, ибо процесс подготовки, по сравнению с традиционным обучением/ насыщен воспитательными и разви­вающими закономерностями. Поэтому и принципы частной ди­дактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах, строго говоря, не принципы только обучения, но более емкие — педагогические. Особенности этих принципов и в том, что закономерности профессиональной подготовки не ограничива­ются рамками усвоения знания на отдельном занятии, а охваты­вают всю ее педагогическую систему.

Наряду с закономерностями, относящимися ко всей профес­сиональной подготовке, есть, конечно, и уникальные, специфич­ные для разных видов подготовки (огневой, спортивной, тактиче­ской, технической и др.). Есть они и в подготовке личного состава различных служб и подразделений правоохранительных органов. Поэтому могут быть и специальные принципы для каждого вида подготовки, конкретизирующие и дополняющие частные, которые мы рассмотрели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: